Реформирование системы правового регулирования организации оказания первой помощи в Российской Федерации: реалии и перспективы
Аннотация
В статье проводится ретроспективный и перспективный анализ реформирования правовой модели организации оказания первой помощи в Российской Федерации с целью дифференциации и расширения объема оказания первой помощи для определенных категорий участников и (или) условий ее оказания, что позволит восполнить имеющийся пробел между базовым объемом оказания первой помощи и медицинской помощью как звеньями цепочки выживания на догоспитальном этапе, и делаются предложения по внесению изменений и дополнений в действующее законодательство.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Медицинское право № 02/2025 |
Страницы | 2-11 |
Ежедневно и повсеместно возникают экстремальные ситуации, когда для сохранения жизни и здоровья человека требуется срочное оказание первой помощи: несчастные случаи на производстве, падение с высоты, внезапные потери сознания, сопровождающиеся судорогами или остановкой кровообращения, ножевые или огнестрельные ранения, травмы, возникающие, в том числе, в результате дорожно-транспортных происшествий, отравление, механическая асфиксия и др. Исходя из этого, потенциал первой помощи в настоящее время достаточно велик. Фундаментом для реализации данного потенциала служит нормативное правовое регулирование.
В настоящее время в Российской Федерации начата масштабная реформа системы первой помощи. Реформа направлена на дифференциацию и расширение объема оказания первой помощи для определенных категорий участников и (или) условий ее оказания с целью восполнения имеющегося правового пробела между звеньями цепочки выживания на догоспитальном этапе. Другим необходимым вектором правового и методического реформирования является создание условий для реализации механизмов всеобщей подготовки населения Российской Федерации к оказанию первой помощи по современным правилам и стандартам.
Принимая во внимание выделяемые Международным согласительным комитетом по реанимации ключевые принципы развития первой помощи: научная обоснованность; универсальность и всеобщность обучения первой помощи; массовая мотивация к оказанию первой помощи, — считаем что именно на них должно базироваться реформирование первой помощи, осуществляемое в условиях межведомственного взаимодействия в рамках реализации имеющихся полномочий в сфере организации оказания первой помощи Минздрава России и федеральных органов исполнительной власти (далее — ФОИВ), в подчинении которых находятся соответствующие категории участников оказания первой помощи.
В связи с этим представляется особенно актуальным провести ретроспективную и перспективную оценку модели организации оказания с целью вынесения предложений по совершенствованию ее правового регулирования.
После распада СССР, где «вопросы первой помощи разрабатывались в рамках военной доктрины, развитие первой помощи некоторое время продолжалось несистемно и было связано преимущественно с обучением водителей автотранспортных средств». До 2009 г. ст. 39 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан устанавливала, что «скорая медицинская помощь оказывается гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства <…>, осуществляется безотлагательно лечебно-профилактическими учреждениями <…>, а также лицами, обязанными ее оказывать в виде первой помощи по закону или по специальному правилу».