Добровольцы как новые субъекты уголовной ответственности
Аннотация
Эволюция правового статуса добровольцев позволяет констатировать поэтапное восстановление баланса между их правами и юридической ответственностью. Федеральным законом от 28 декабря 2024 г. № 507-ФЗ граждане, пребывающие в добровольческих формированиях, созданных в соответствии с Федеральным законом «Об обороне», признаны субъектами преступлений против военной службы. Таким образом, законодатель уравнял уголовную ответственность военнослужащих и добровольцев, последняя из которых до этого носила привилегированный характер. Осмысление этих новелл во взаимосвязи с остальными положениями гл. 33 УК РФ констатирует наличие пробелов в правовом регулировании, требующих дальнейшей модернизации законодательства.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Военно-юридический журнал № 03/2025 |
Страницы | 12-16 |
DOI | 10.18572/2070-2108-2025-3-12-16 |
4 ноября 2022 г. Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» (далее — Закон об обороне) был дополнен ст. 22.1, которая определила порядок создания, состав, организационные основы и другие особенности деятельности добровольческих формирований Министерства обороны РФ, а также Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации. Таким образом, была нормативно урегулирована деятельность граждан, которые де-факто наравне с военнослужащими уже длительное время защищали интересы Российской Федерации, в частности принимая участие в специальной военной операции.
Правовой статус добровольца как разновидность правового статуса личности представляет собой единство законодательно установленных и гарантированных государством прав и свобод, с одной стороны, а также обязанностей и ответственности — с другой. По мере того как были внесены изменения в ст. 5.1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее — Закон о статусе военнослужащих), на граждан, пребывающих в добровольческих формированиях, стали распространяться все социальные гарантии и компенсации, законодательно предусмотренные военнослужащим. Согласно части 1 ст. 28 Закона о статусе военнослужащих, с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 4 ноября 2022 г. № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», гражданин, пребывающий в добровольческом формировании, привлекается к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности.
Все ученые-юристы, занимающиеся проблематикой нормативно-правового регулирования деятельности добровольческих формирований, сходятся во мнении, что активное вовлечение добровольцев в военно-служебные отношения, а также схожесть выполняемых ими с военнослужащими функций позволяет относить их к субъектам преступлений, предусмотренных гл. 33 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ). Так, Е.А. Моргуленко справедливо отмечает, что общественная опасность совершаемых добровольцами деяний, которые посягают на установленный порядок прохождения военной службы, идентична общественной опасности преступлений, совершаемых военнослужащими, но в силу отсутствия всех элементов состава возможность привлечения их к уголовной ответственности отсутствует.
Таким образом, эволюция правового статуса добровольцев поэтапно привела к тому, что военнослужащие стали находиться по сравнению с ними в дискриминационном положении, поскольку при всей полноте предоставленных им прав и социальных гарантий добровольцы имели иммунитет, исключающий привлечение их к уголовной ответственности за воинские преступления.
28 декабря 2024 г. Президентом РФ был подписан Федеральный закон № 507-ФЗ «О внесении изменений в статью 331 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 507-ФЗ), который разрешил все дебаты вокруг уголовной ответственности добровольцев. Указанным законом ст. 331 УК РФ была дополнена ч. 4, которая установила перечень составов преступлений против военной службы, за совершение которых уголовной ответственности подлежали граждане, пребывающие в добровольческих формированиях, созданных в соответствии с Законом об обороне. Кроме того, ст. 331 УК РФ была дополнена двумя примечаниями. Примечание 1 определяло, кто выступает в качестве начальника в отношении участника добровольческого формирования при совершении им преступлений против порядка подчиненности. Примечание 2 раскрывало, что следует понимать под прохождением военной службы (исполнением обязанностей военной службы) в отношении преступлений против порядка пребывания на военной службе, совершаемых добровольцами.