Соблюдение принципа социальной справедливости при наследовании
Аннотация
В настоящей статье автор рассматривает вопросы о соблюдении принципа социальной справедливости в нормах наследственного права. Освещены проблемы охраны интересов лиц, нуждающихся в повышенной правовой и социальной защите, при разделе имущества. Отдельное внимание уделено специфике наследования имущества, представляющего социальную функцию для наследодателя (пенсия, стипендия, алименты). На основании проведенного исследования с учетом Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» автор статьи предлагает самостоятельные выводы и суждения по рассматриваемому вопросу.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Наследственное право № 02/2025 |
Страницы | 2-4 |
DOI | 10.18572/2072-4179-2025-2-2-4 |
Специфика перехода прав на наследственное имущество характеризуется неоднородностью субъектов наследственных отношений. Гражданский кодекс Российской Федерации (далее — ГК РФ) выделяет особую категорию граждан, нуждающихся в специальной защите их прав, как наиболее социально уязвимых граждан. Баланс публичных и частных интересов проявляется в нормах ГК РФ достаточно ярко, в частности при разделе наследства, когда императивные нормы направлены на особую охрану интересов наследников, которые нуждаются в повышенной правовой и социальной защите.
В ГК РФ содержатся специальные нормы, гарантирующие реализацию наследственных прав отдельных категорий граждан, круг которых условно можно разбить на две группы. В первую группу входят зачатые, но еще не родившиеся наследники. Во вторую группу включены лица, обладающие неполным объемом дееспособности, — несовершеннолетние, недееспособные и ограниченно дееспособные наследники.
Согласно статье 1166 ГК РФ при наличии зачатого, но еще не родившегося наследника (насцитуруса) раздел наследства может быть осуществлен только после рождения такого наследника. Указанное правило связано с положениями п. 3 ст. 1163 ГК РФ о приостановлении по решению суда выдачи свидетельства о праве на наследство при наличии зачатого, но еще не родившегося наследника.
Специфика указанных норм заключается в том, что зачатый, но еще не родившийся ребенок не является субъектом гражданских правоотношений. Гражданская правоспособность, согласно п. 2 ст. 17 ГК РФ, возникает в момент рождения. Исходя из этого обстоятельства зачатый ребенок станет субъектом наследственных правоотношений лишь в случае, если родится живым. Если же ребенок родится мертвым, право наследования у него не возникает.
Поскольку до появления ребенка на свет не может быть уверенности в том, что он родится живым и вследствие этого получит право наследования, до этого момента круг наследников, которые должны участвовать в разделе, остается неопределенным. Это означает, что невозможно определить и доли наследников в праве общей собственности на имущество, подлежащее разделу.