Портрет нотариуса в зеркале мировой художественной литературы
Аннотация
В центре внимания статьи образ нотариуса, созданный в произведениях мировой художественной литературы, как отечественной, так и зарубежной. Избрав прием изложения материала в форме словесной дуэли, автор применяет метод сравнительного анализа и противопоставляет отечественных нотариусов их зарубежным коллегам. При этом предпочтение и симпатия с очевидностью отдаются образам нотариусов, созданным в произведениях русской литературы.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Нотариус № 02/2025 |
Страницы | 54-61 |
DOI | 10.18572/1813-1204-2025-2-54-61 |
Занимаясь проблемами профессионального нотариального права не один десяток лет, написав большое количество статей и монографий, я решила сделать предметом своего анализа не привычные законы и цивилистическую доктрину, а художественную литературу. При этом меня заинтересовали произведения, в которых авторы разных эпох и народов избрали объектом своего творческого восприятия человека нотариальной профессии. В орбиту моего исследования попали произведения классиков французской, итальянской и русской литературы, созданные на протяжении многих веков. Среди авторов оказались как всеми известные, такие как Оноре де Бальзак, Джованни Боккаччо, Федор Сологуб, Николай Лесков, так и малознакомые современному читателю — Эдмон Абу, Анри Де Ренье, Д.В. Аверкиев, В. Дорошевич.
Погрузившись в мир художественной литературы с целью более глубокого познания мира человека нотариальной профессии, мне стал близок и понятен В.Г. Белинский, русский писатель и литературный критик, с восторгом писавший о значении художественной литературы в жизни русского народа. Действительно, в ней, в художественной литературе, «вся наша умственная жизнь». Она помогает нам открывать и объяснять окружающий мир, служа источником вдохновения. Книга позволяет проникнуть в глубины человеческой души, выступая источником психологической поддержки. Читая, мы учимся сочувствовать и сопереживать, кроме того, становимся собственными критиками. Художественные образы позволяют делать жизнь более красивой, направляя ее к добру и истине. Литература учит любить, а также предупреждает о последствиях выбора ценностей и установок.
Этот гимн особому виду искусства, в котором жизнь облекается сначала в художественные образы, а потом в слова и словесные конструкции, был воспет не случайно. Для современного нотариуса, как представляется, не может быть безразлично восприятие его труда обществом, которое в концентрированном виде может выразить только классическая художественная литература. Вот почему обращение к созданным образам нотариусов разных стран и народов позволит нам сегодняшним лучше понять себя, объяснить происходящее, направить себя к добру, сделав жизнь в профессии более красивой.
Анализ произведений европейских и русских авторов позволил увидеть качественные отличия в их восприятии и оценке фигуры нотариуса. И здесь наметилась определенная система, состоящая в наличии двух самостоятельных и противостоящих друг другу «лагерей». Поэтому было решено изложение материала построить в форме некой «дуэли» или поединка с тем, чтобы увидеть и оценить как творческие достижения, так и существенные отличия восприятия фигуры нотариуса у нас в России и за рубежом. Описание творческой «дуэли» выстроим по своему дуэльному кодексу, предоставив право первого «выстрела» зарубежной классике, представленной французскими и итальянскими прозаиками.
И откроет галерею портретов нотариусов образ, созданный пером великого французского писателя, романиста и драматурга Оноре де Бальзака. В его известном произведении с одноименным названием «Нотариус» перед нами предстает низенький, упитанный, а порой даже тучный и тяжеловесный человек с лысиной цвета свежего оливкового масла. Внешность нотариуса, по мысли классика, является естественным следствием занятия должности, предъявляющей к человеку, ее занявшему, целый комплекс серьезных требований. Во-первых, нотариус должен быть сверх меры терпеливым, выслушивая нескончаемые излияния клиентов, ибо клиентура в его жизни — все. Так со временем лицо становится стершимся, а фразы механическими. Во-вторых, нотариус должен быть «немым», ибо принужден скрывать свои мысли и свое остроумие. Он вынужден носить маску, хранить на лице важность, понимая то, что ему не желают подробно объяснить. В-третьих, нотариус, подобно артисту, вынужден играть роль, принимая огорченный вид, разговаривая с наследниками, которые сами нередко помирают со смеху, оставшись наедине. Он должен утешать вдов, которые порой с ума сходят от радости. Так нотариус лишается былого характера, приобретая характер своей профессии, становясь скучным.