Дата публикации: 15.05.2025

Портрет нотариуса в зеркале мировой художественной литературы

Аннотация

В центре внимания статьи образ нотариуса, созданный в произведениях мировой художественной литературы, как отечественной, так и зарубежной. Избрав прием изложения материала в форме словесной дуэли, автор применяет метод сравнительного анализа и противопоставляет отечественных нотариусов их зарубежным коллегам. При этом предпочтение и симпатия с очевидностью отдаются образам нотариусов, созданным в произведениях русской литературы.




Занимаясь проблемами профессионального нотариального права не один десяток лет, написав большое количество статей и монографий, я решила сделать предметом своего анализа не привычные законы и цивилистическую доктрину, а художественную литературу. При этом меня заинтересовали произведения, в которых авторы разных эпох и народов избрали объектом своего творческого восприятия человека нотариальной профессии. В орбиту моего исследования попали произведения классиков французской, итальянской и русской литературы, созданные на протяжении многих веков. Среди авторов оказались как всеми известные, такие как Оноре де Бальзак, Джованни Боккаччо, Федор Сологуб, Николай Лесков, так и малознакомые современному читателю — Эдмон Абу, Анри Де Ренье, Д.В. Аверкиев, В. Дорошевич.

Погрузившись в мир художественной литературы с целью более глубокого познания мира человека нотариальной профессии, мне стал близок и понятен В.Г. Белинский, русский писатель и литературный критик, с восторгом писавший о значении художественной литературы в жизни русского народа. Действительно, в ней, в художественной литературе, «вся наша умственная жизнь». Она помогает нам открывать и объяснять окружающий мир, служа источником вдохновения. Книга позволяет проникнуть в глубины человеческой души, выступая источником психологической поддержки. Читая, мы учимся сочувствовать и сопереживать, кроме того, становимся собственными критиками. Художественные образы позволяют делать жизнь более красивой, направляя ее к добру и истине. Литература учит любить, а также предупреждает о последствиях выбора ценностей и установок.

Этот гимн особому виду искусства, в котором жизнь облекается сначала в художественные образы, а потом в слова и словесные конструкции, был воспет не случайно. Для современного нотариуса, как представляется, не может быть безразлично восприятие его труда обществом, которое в концентрированном виде может выразить только классическая художественная литература. Вот почему обращение к созданным образам нотариусов разных стран и народов позволит нам сегодняшним лучше понять себя, объяснить происходящее, направить себя к добру, сделав жизнь в профессии более красивой.

Анализ произведений европейских и русских авторов позволил увидеть качественные отличия в их восприятии и оценке фигуры нотариуса. И здесь наметилась определенная система, состоящая в наличии двух самостоятельных и противостоящих друг другу «лагерей». Поэтому было решено изложение материала построить в форме некой «дуэли» или поединка с тем, чтобы увидеть и оценить как творческие достижения, так и существенные отличия восприятия фигуры нотариуса у нас в России и за рубежом. Описание творческой «дуэли» выстроим по своему дуэльному кодексу, предоставив право первого «выстрела» зарубежной классике, представленной французскими и итальянскими прозаиками.

И откроет галерею портретов нотариусов образ, созданный пером великого французского писателя, романиста и драматурга Оноре де Бальзака. В его известном произведении с одноименным названием «Нотариус» перед нами предстает низенький, упитанный, а порой даже тучный и тяжеловесный человек с лысиной цвета свежего оливкового масла. Внешность нотариуса, по мысли классика, является естественным следствием занятия должности, предъявляющей к человеку, ее занявшему, целый комплекс серьезных требований. Во-первых, нотариус должен быть сверх меры терпеливым, выслушивая нескончаемые излияния клиентов, ибо клиентура в его жизни — все. Так со временем лицо становится стершимся, а фразы механическими. Во-вторых, нотариус должен быть «немым», ибо принужден скрывать свои мысли и свое остроумие. Он вынужден носить маску, хранить на лице важность, понимая то, что ему не желают подробно объяснить. В-третьих, нотариус, подобно артисту, вынужден играть роль, принимая огорченный вид, разговаривая с наследниками, которые сами нередко помирают со смеху, оставшись наедине. Он должен утешать вдов, которые порой с ума сходят от радости. Так нотариус лишается былого характера, приобретая характер своей профессии, становясь скучным.

Список литературы

1. Абу Э.Ф.В. Нос некоего нотариуса / Э.Ф.В. Абу // Вестник иностранной литературы. 1893. № 2-3.
2. Аверкиев Д.В. Повести из современнаго быта Д.В. Аверкиева. В 3 томах. Художник Безпалов и нотариус Подлещиков : комический роман / Д.В. Аверкиев. Санкт-Петербург : Типография брат. Пантелеевых, 1898. 498 с.
3. Боккаччо Д. Декамерон / Д. Боккаччо ; переводчик А.Н. Веселовский. Москва : Юрайт, 2022. 593 с.
4. Борель П. Рапсодии. Другие стихотворения : сборник / П. Борель. 1832.
5. Де Бальзак О. Собрание сочинений. В 24 томах. Т. 23. Очерки, Письмо : перевод с французского. Москва : Правда, 1960. 375 с.
6. Дорошевич В.М. Первая прогулка богдыхана : китайские сказки / В.М. Дорошевич. Москва : Время, 2019. 173 с.
7. Лейкин Н.А. Пух и перья : Рассказы / Н.А. Лейкин. Санкт-Петербург : тип. Р. Голике, 1888. 183 с.
8. Лесков Н.С. Избранное / Н.С. Лесков. Москва : Терра, 1997. 560 с.
9. Пиранделло Л. Нотариус Боббио и молитва пресвятой деве / Л. Пиранделло. Санкт-Петербург : Лениздат, 1987.
10. Ренье А. де. Французский с Анри де Ренье. Акация / А. де Ренье, Л. Фирсова, И. Франк. Москва : ВКН, 2019. 160 с.
11. Сологуб Ф.К. Мелкий бес / Ф.К. Сологуб. Москва : Юрайт, 2023. 227 с.
12. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений / под общей редакцией В.Г. Черткова. Т. 90. Произведения, дневники, письма 1835–1910. Москва : РГБ, 2006. 472 с.
13. Чехов А.П. Письмо Васильевой О.Р., 21 сентября 1901 г. Москва // Полное собрание сочинений и писем. В 30 томах. Письма. В 12 томах. Т. 10. Письма, Апрель 1901 — июль 1902 / главный редактор Н.Ф. Бельчиков. Москва : Наука, 1981. С. 82.

Остальные статьи