Совершение нотариального действия с нарушением закона как одно из «разумных законодательных оснований» привлечения нотариуса к гражданско-правовой ответственности
Аннотация
В представленной статье обосновывается концепция “разумных законодательных оснований” в рамках “двухфакторного” наступления гражданско-правовой ответственности нотариуса, применительно к одному из оснований привлечения нотариуса к ответственности — совершения нотариального действия с нарушением закона. Анализируются положения действующего законодательства и правоприменительной практики в части привлечения нотариуса к гражданско-правовой ответственности. Проведена классификация нотариальных действий, совершенных с нарушением закона по характеру нарушений.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Нотариус № 02/2025 |
Страницы | 18-22 |
DOI | 10.18572/1813-1204-2025-2-18-22 |
Наступление неблагоприятных последствий для участников нотариальных отношений в силу формализма самих отношений не может носит случайный характер и предполагает наличие законодательно определенной системы оснований, которые могут иметь правовые последствия при наличии определенного юридического состава - комплекса условий. Соответственно, основание как первый фактор наступления ответственности всегда носит вероятностный характер и обусловлен спецификой регулируемых общественных отношений. Нотариальные отношения будучи, социально значимыми отношениями и включающими в себя в том числе публичные обязательства государства как социального государства предполагают наличие системы определенных и процедурно понятных оснований привлечения к ответственности.
В правоприменительной практике Конституционного Суда РФ есть такая дефиниция, как «разумное конституционное основание», которое применительно к нотариальным правоотношениям можно обозначить как «разумное законодательное основание», предполагающее обязательное законодательное закрепление оснований привлечения нотариуса к гражданско-правовой ответственности. Так, согласно Определению Конституционного Суда РФ от 30 сентября 2021 г. № 2123-О, федеральный законодатель вправе конкретизировать основания и порядок привлечения нотариусов к ответственности непосредственно в федеральном законе.
Разумное законодательное основание привлечения нотариуса к гражданско-правовой ответственности предполагает соблюдение конституционно значимых ценностей, вытекающих из принципов социального государства и гарантий самого нотариального сообщества (принцип гиперответственности нотариуса). Транспарентность механизма привлечения нотариуса к ответственности начинается с оснований. При этом, безусловно, следует учитывать, что в нотариальной практике встречаются разнообразные казусы с неоднозначной практикой их применения, однако основания привлечения нотариуса четко определены и не могут трактоваться правоприменителем по своему усмотрению.
Важность выделения и сама возможность выделения оснований для привлечения к ответственности и их предельная ясность свидетельствуют об обособлении данной ответственности от иных видов юридической ответственности. Исходя из действующего законодательства одним из оснований привлечения к гражданско-правовой ответственности нотариуса (работника или лица, временно замещающего нотариуса, при исполнении ими обязанностей, связанных с осуществлением нотариальной деятельности) является совершения нотариального действия с нарушением закона.
Совершение нотариального действия с нарушением закона как основание привлечение нотариуса к гражданско-правовой ответственности является очень широким и предполагает установление пределов, выход за которые может рассматриваться как нарушение закона. А.Г. Нуриев приводит следующую классификацию нотариальных действий, противоречащих законодательству Российской Федерации: совершение нотариального действия с нарушением порядка, установленного нормативными правовыми актами, регулирующими нотариальную деятельность, и актами нотариального сообщества; совершение нотариального действия, подлежащего совершению другим нотариусом; совершение нотариального действия с участием недееспособного гражданина либо представителя, не имеющего необходимых полномочий; совершение нотариального действия на основе документов, не соответствующих требованиям законодательства.