Особенности управления межличностными конфликтами в нотариате: специфика, компоненты стратегии урегулирования
Аннотация
Динамичные изменения общественных отношений диктуют необходимость модернизации и расширения спектра альтернативного разрешения правовых разногласий. В данном процессе происходит столкновение мнений, интересов, мотивов и т.д., что неизбежно становится причиной возникновения межличностных конфликтов. Практика нотариата в рамках реализации превентивного правосудия невозможна без владения сотрудниками навыками посредничества, что подразумевает навыки управления конфликтным взаимодействием, аспекты которого раскрывает данная статья.
Тип | Статья |
Издание | Нотариус № 02/2025 |
Страницы | 2-6 |
DOI | 10.18572/1813-1204-2025-2-2-6 |
Современное состояние правовой культуры Российского общества диктует необходимость расширения сектора альтернативного решения правовых конфликтов (медиации, досудебных разбирательств правовых и иных конфликтов и т.п.), что невозможно без высококвалифицированных посредников в числе которых и работники нотариата.
Общественное мнение о том, что конфликт является однозначно негативным событием, оставляющим только негативные чувства и воспоминания у его участников, не находит своего научного подтверждения. Конфликт как явление (лат. conflictus — разногласие, спор, борьба и т.д.) по своей сути является столкновением различных целей, интересов и позиций, происходящих между участниками взаимодействия, сопровождая нас всю жизнь и охватывая все сферы межличностных, межгрупповых, межнациональных и других взаимоотношений.
В современных научных источниках представлено значительное число исследований, посвященных проблемам, возникающим в ходе конфликтных ситуаций. Ученые исследуют конфликты в различных сферах взаимодействия, начиная от детско-родительских взаимоотношений и игры, конфликтов подросткового возраста и в семейных отношениях и заканчивая конфликтами профессиональными, социальными и т.д.
Межличностный конфликт можно определить, как открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, которые выражаются в противоположных потребностях, целях, интересах, мотивах, несовместимых в конкретной ситуации.
Нотариальная деятельность, не регламентируется законодательством о нотариате и удостоверительными действиями в аспекте применения медиации, конфликтологии, примирительных процедур и т.д., но вместе с тем практика нотариата невозможна без владения сотрудниками навыками посредничества, что подразумевает навыки управления конфликтным взаимодействием. Безусловно, не любая консультация или удостоверение представляет собой конфликтную ситуацию и требует медиативных процедур, но взаимодействие в такой ситуации схоже с медиативным процессом и содержит ее элементы. В связи с этим проблематика профилактики конфликтного взаимодействия в нотариате находит свое отражение в ряде научных работ. Так, И. Писарева и Г.М. Гура изучают преимущества проведения процедуры медиации при участии нотариуса по сравнению с разрешением спора сторонами самостоятельно или с привлечением каждой из сторон юристов; С.В. Кулакова в рамках реализации превентивного правосудия исследует пути формирования конфликтологической компетенции у сотрудников нотариата; С.Г. Кряжева в своих исследованиях определяет необходимость высокого уровня развития коммуникативных способностей у нотариуса в аспекте организации работы нотариата.