Дата публикации: 29.05.2025

Анализ применения цифровых технологий при контроле финансирования государственного оборонного заказа: правовое регулирование и практика

Аннотация

Статья посвящена анализу применения цифровых технологий в закупочной деятельности в сфере государственного оборонного заказа и финансовом контроле при его финансировании. Отмечается, что применение цифровых технологий способствует реализации принципов эффективного, адресного и целевого расходования бюджетных средств. Проанализированы последние изменения в законодательстве о государственном оборонном заказе, и выявлены положительные тенденции по цифровизации и консолидации с другими действующими едиными информационными системами в указанной сфере. Сделан вывод о постепенном переходе осуществления расчетов по государственному оборонному заказу к казначейскому сопровождению.




Стремительное развитие цифровых технологий повлекло за собой их активное применение с целью удобства, ускорения процессов и исключения человеческого фактора во многих сферах жизни общества и деятельности государства.

Автоматизация и цифровизация деятельности государственных органов являются не просто модным веянием современности, а обязательным атрибутом для их функционирования и дальнейшего развития в условиях внутригосударственных и общемировых процессов. Несмотря на ограниченность доступа к сведениям в сфере государственного оборонного заказа (далее — ГОЗ), цифровые технологии нашли в ней свое активное применение.

Так, в сфере контрактной системы и отдельными видами юридических лиц закупки по ГОЗ осуществляются на трех электронных торговых площадках: ООО «Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа» (далее — АСТ ГОЗ), ООО «Электронная торговая площадка ГПБ» (далее — ЭТП ГПБ) и ООО «ЭТП», в рамках которых осуществляются торги закрытого типа с соответствующей защитой данных. Их основные различия заключаются в функциональной составляющей: в АСТ ГОЗ не проводятся закупки, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, на ЭТП ГПБ также проводятся открытые закупки.

Представляется, что на данных торговых площадках осуществляются закупки материально-технического характера, направленные на обеспечение армии всем необходимым. Контролирующие органы, в свою очередь, осуществляют мониторинг цен на указанных площадках, количество поставщиков/подрядчиков/исполнителей, спрос, предложение и иные экономические показатели, которые непосредственно оказывают влияние на уровень цен.

Следовательно, данные электронные торговые площадки выступают в качестве своеобразной базы данных, благодаря которой можно проследить повышение цен на продукцию по ГОЗ в течение определенного периода в рамках всего рынка, определить обоснованность такого повышения с целью недопущения необоснованного расходования государственными заказчиками бюджетных средств или превышения установленных для них лимитов бюджетным законодательством.

Список литературы

1. Бакулина А.А. Управление и финансы в оборонно-промышленном комплексе: преобразования в рамках цифровой экономики / А.А. Бакулина, П.П. Топчий // Банковское право. 2017. № 4. С. 15–19.
2. Бит-Шабо И.В. Реализация принципов финансового контроля, осуществляемого в рамках контрактной системы: вопросы теории и практики / И.В. Бит-Шабо // Финансовое право. 2022. № 6. С. 9–13.
3. Ершов В.В. Правовое и индивидуальное регулирование общественных отношений : монография / В.В. Ершов. Москва : РГУП, 2018. 627 с.
4. Назарова Н.А. Закрытые закупки корпоративных заказчиков в контексте принципа информационной открытости / Н.А. Назарова // Право и экономика. 2024. № 7. С. 39–43.
5. Химичева Н.И. Научно обоснованные принципы финансового права как вектор его действия, развития и формирования новой методологии преподавания / Н.И. Химичева // Финансовое право. 2009. № 2. С. 4–6.
6. Цинделиани И.А. Принципы финансового права / И.А. Цинделиани // Финансовое право. 2019. № 4. С. 3–9.

Остальные статьи