К вопросу об аудите в рамках контрактной системы: особенности реализации положений Закона № 44-ФЗ
Аннотация
В работе были изучены правовые основы проведения аудита в сфере закупок на уровне Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований, а также правоприменительная практика. Особое авторское внимание было уделено Стандартам проведения аудита эффективности как ведущему направлению деятельности контрольно-счетных органов. Проведенный анализ позволил сформулировать вывод о необходимости точного отражения в текстах нормативных актов превентивной функции финансового контроля, в том числе и аудита, а также обосновать необходимость принятия единого нормативного правового акта, посвященного финансовому контролю в Российской Федерации.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Безопасность бизнеса № 02/2025 |
Страницы | 33-38 |
DOI | 10.18572/2072-3644-2025-2-33-38 |
Значимость контрактной системы, регламентированной положениями Федерального закона № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 г. «О контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ), для всей национальной экономики велика, поскольку обеспечивает экономность расходования средств бюджетов, что позволяет государству эффективно реализовывать проекты, направленные защиту от внешних угроз, на достижение лидирующих позиций на мировых торговых и информационных рынках, обеспечение высокого уровня жизни населения и социальных потребностей общества. «Эффективность расходования бюджетных средств зависит как от правильного выбора направлений расходования бюджетных средств, основанного на целеполагании, так и от цен на товары, работы и услуги, которые предлагаются на рынке и которые закупает государственный и муниципальный сектор. В связи с этим огромное значение приобретает контроль за государственным и муниципальным заказом, потому как государственные расходы становится все труднее контролировать и закупки являются одним из наиболее применяемых способов расходования бюджетных средств».
Принятый более десяти лет назад Закон № 44-ФЗ не только закрепляет правила закупочной деятельности заказчиками всех уровней, но и регламентирует проведение в отношении отдельных субъектов контрактных правоотношений контрольных мероприятий, целью которых следует признать обеспечение финансовой дисциплины в рамках системы государственных (муниципальных) закупок. Глава V Закона № 44-ФЗ «Контроль в сфере закупок» объединила в себе правила проведения мониторинга, аудита и, собственно, контроля, каждый из которых имеет присущие только данной форме цели, задачи и особенности.
Аудиту в сфере закупок посвящена ст. 98 Закона № 44-ФЗ, согласно которой полномочия по его проведению возложены на Счетную палату Российской Федерации, а также контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Следовательно, правовой основой проведения контрольных мероприятий в рамках аудита являются также нормативные правовые акты, регламентирующие их правовой статус. Так, например, п. 13 ч. 13 Закона № 41-ФЗ к функциям Счетной палаты Российской Федерации отнесено проведение аудита в сфере закупок, осуществляемых объектами контроля (аудита), т.е. подконтрольными субъектами. При этом в полномочиях указанного органа закреплена возможность проведения нескольких видов аудита, а именно финансового аудита, аудита соответствия, аудита эффективности и т.д. в соответствии с действующим законодательством. Необходимо обратить внимание, что внесенными в 2022 г. изменениями из Закона № 41-ФЗ был исключен институт стратегического аудита и введен аудит соответствия.
Проведение каждого из обозначенных в Законе № 41-ФЗ видов аудита предопределяет применение соответствующих Стандартов аудита:
— финансовый аудит (контроль) предусматривает применение «СГА 103. Стандарт внешнего (государственного) аудита контроля. Финансовый аудит (контроль)» (далее — СГА 103);