Дата публикации: 29.05.2025

К вопросу об аудите в рамках контрактной системы: особенности реализации положений Закона № 44-ФЗ

Аннотация

В работе были изучены правовые основы проведения аудита в сфере закупок на уровне Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований, а также правоприменительная практика. Особое авторское внимание было уделено Стандартам проведения аудита эффективности как ведущему направлению деятельности контрольно-счетных органов. Проведенный анализ позволил сформулировать вывод о необходимости точного отражения в текстах нормативных актов превентивной функции финансового контроля, в том числе и аудита, а также обосновать необходимость принятия единого нормативного правового акта, посвященного финансовому контролю в Российской Федерации.




Значимость контрактной системы, регламентированной положениями Федерального закона № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 г. «О контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ), для всей национальной экономики велика, поскольку обеспечивает экономность расходования средств бюджетов, что позволяет государству эффективно реализовывать проекты, направленные защиту от внешних угроз, на достижение лидирующих позиций на мировых торговых и информационных рынках, обеспечение высокого уровня жизни населения и социальных потребностей общества. «Эффективность расходования бюджетных средств зависит как от правильного выбора направлений расходования бюджетных средств, основанного на целеполагании, так и от цен на товары, работы и услуги, которые предлагаются на рынке и которые закупает государственный и муниципальный сектор. В связи с этим огромное значение приобретает контроль за государственным и муниципальным заказом, потому как государственные расходы становится все труднее контролировать и закупки являются одним из наиболее применяемых способов расходования бюджетных средств».

Принятый более десяти лет назад Закон № 44-ФЗ не только закрепляет правила закупочной деятельности заказчиками всех уровней, но и регламентирует проведение в отношении отдельных субъектов контрактных правоотношений контрольных мероприятий, целью которых следует признать обеспечение финансовой дисциплины в рамках системы государственных (муниципальных) закупок. Глава V Закона № 44-ФЗ «Контроль в сфере закупок» объединила в себе правила проведения мониторинга, аудита и, собственно, контроля, каждый из которых имеет присущие только данной форме цели, задачи и особенности.

Аудиту в сфере закупок посвящена ст. 98 Закона № 44-ФЗ, согласно которой полномочия по его проведению возложены на Счетную палату Российской Федерации, а также контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Следовательно, правовой основой проведения контрольных мероприятий в рамках аудита являются также нормативные правовые акты, регламентирующие их правовой статус. Так, например, п. 13 ч. 13 Закона № 41-ФЗ к функциям Счетной палаты Российской Федерации отнесено проведение аудита в сфере закупок, осуществляемых объектами контроля (аудита), т.е. подконтрольными субъектами. При этом в полномочиях указанного органа закреплена возможность проведения нескольких видов аудита, а именно финансового аудита, аудита соответствия, аудита эффективности и т.д. в соответствии с действующим законодательством. Необходимо обратить внимание, что внесенными в 2022 г. изменениями из Закона № 41-ФЗ был исключен институт стратегического аудита и введен аудит соответствия.

  Проведение каждого из обозначенных в Законе № 41-ФЗ видов аудита предопределяет применение соответствующих Стандартов аудита:

— финансовый аудит (контроль) предусматривает применение «СГА 103. Стандарт внешнего (государственного) аудита контроля. Финансовый аудит (контроль)» (далее — СГА 103);

Список литературы

1. Бит-Шабо И.В. Реализация принципов финансового контроля, осуществляемого в рамках контрактной системы: вопросы теории и практики / И.В. Бит-Шабо // Финансовое право. 2022. № 6. С. 9–13.
2. Государство и бизнес в системе правовых координат : монография / ответственный редактор А.В. Габов. Москва : ИЗиСП, ИНФРА-М, 2014. 320 с.
3. Кикавец В.В. Полномочия субъектов, обеспечивающих финансирование публичных закупок / В.В. Кикавец // Финансовое право. 2022. № 3. С. 16–20.
4. Овсянников Л.Н. Закон о государственном финансовом контроле все-таки нужен / Л.Н. Овсянников // Президентский контроль. 1998. № 9. С. 4–11.
5. Региональное финансовое право : монография / ответственный редактор И.Б. Лагутин. Москва : Юстицинформ, 2017. 315 с.
6. Фрунзе В.В. Обеспечение качества контрольной деятельности в сфере закупок : диссертация кандидата экономических наук / В.В. Фрунзе. Санкт-Петербург, 2021. 177 с.

Остальные статьи