Дата публикации: 29.05.2025

Понятие и сущность государственной корпорации по законодательству Российской Федерации

Аннотация

Рассматривается вопрос понятия государственной корпорации с доктринальной точки зрения. Обращено внимание на круг проблемных вопросов теоретического, законодательного и практического характера, в частности правового статуса имущественного комплекса государственной корпорации. Использовались методы эмпирического анализа и синтеза, сравнительного правоведения, формально-юридический и системный. В результате исследования автором предпринимается попытка сформулировать понятие государственной корпорации с выделением соответствующих сущностных признаков.




В 1999 г. Россия внесла значительные изменения в свое законодательство, впервые введя понятие «государственная корпорация» как особую форму юридического лица. Этот шаг был сделан в рамках создания Агентства по реструктуризации кредитных организаций, который был закреплен в Федеральном законе от 8 июля 1999 г. № 140-ФЗ «О внесении дополнения в Федеральный закон “О некоммерческих организациях”» (далее — Федеральный закон № 140-ФЗ), вносящем изменения в законодательство о некоммерческих организациях.

Представляет интерес факт, что в российской практике термин «корпорация» широко используется для обозначения разнообразных организаций. Среди них могут быть как акционерные общества с государственным участием — например, ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» и ОАО «Объединенная судостроительная корпорация», — так и государственные унитарные предприятия, вроде ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации». Исследуем Устав Корпорации развития Московской области, где подтверждается тенденция включения термина «корпорация» в наименования акционерных обществ. Согласно Уставу, Корпорация учреждена в форме акционерного общества. К примеру, Корпорация Московского института теплотехники также использует организационно-правовую форму акционерного общества. Устав этого юридического лица устанавливает, что Российская Федерация через Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является учредителем общества.

В предложенном законопроекте о внесении изменений в Закон о НКО появилась новая организационно-правовая форма, которую обсуждают различные авторы, высказывая критику по поводу использования термина «корпорация» в данном контексте. Например, по мнению Е.В. Шимбаревой, несмотря на возможные различия между государственной и частной корпорацией, нельзя просто так отождествлять государственную корпорацию с традиционным понятием этого термина, поскольку это противоречит основным принципам организации и правовому статусу таких организаций. Важно понимать, что неопределенность в использовании определенных терминов может стать причиной возникновения юридических споров и конфликтов. Е.В. Шимбарева убедительно аргументирует, что в соответствии с ст. 7.1 Закона о НКО государственные корпорации определяются как некоммерческие организации без членства, основанные на имущественных вкладах Российской Федерации. Эти организации имеют целью выполнение задач социального, управленческого характера или иных общественно значимых функций.

В своих исследованиях Е.А. Суханов высказывает резкую критику этой организационно-правовой формы, указывая на то, что ее существование несвойственно России, и выявляя ряд проблем, связанных с наличием данного юридического субъекта, включая вопросы собственности на имущество государственной корпорации. Замечание Е.А. Суханова видится справедливым. Если государство решает защитить имущество своих юридических лиц от ответственности перед кредиторами путем исключения возможности их банкротства, то оно должно само нести ответственность за их действия и риски. Это означает, что государство как учредитель должно принимать на себя субсидиарную имущественную ответственность за действия созданных им участников оборота. Такое замечание можно считать справедливым с точки зрения обеспечения полной ответственности на всех уровнях.

С другой стороны, Г.А. Гаджиев поделился своим мнением о статусе государственных корпораций в контексте некоммерческих организаций и считает, что интеграция государственных корпораций в категорию некоммерческих организаций выглядит не только искусственной, но и запутанной. По его мнению, такое преобразование произошло без должного теоретического обоснования и анализа, а лишь по причине того, что список некоммерческих организаций является открытым, в отличие от строго регламентированных коммерческих структур. Г.А. Гаджиев справедливо обосновал, что это решение привело к тому, что термин «некоммерческая организация» утратил свою прежнюю ясность и однозначность. По нашему мнению, эта проблема носит и законодательный характер, потому что в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее — ГК РФ) положения о государственных корпорациях не структурированы и разрознены по разным статьям.

Список литературы

1. Гаджиев Г.А. Конституционно-правовые нормы как система координат, предопределяющая правовой статус госкорпораций в России / Г.А. Гаджиев // Очерки конституционной экономики 10 декабря 2010 г. : госкорпорации — юридические лица публичного права : сборник с
2. Денисов П.А. Становление и развитие государственных корпораций в Российской Федерации / П.А. Денисов // Актуальные проблемы российского права. 2009. № 4. С. 99–111.
3. Добродеева А.В. Неопределенность правового статуса госкорпораций в России / А.В. Добродеева // Молодой ученый. 2014. № 4 (63). С. 824–829.
4. Долинская В.В. Государственные корпорации: поиск места в системе / В.В. Долинская // Очерки конституционной экономики 10 декабря 2010 г. : госкорпорации — юридические лица публичного права : сборник статей / ответственный редактор Г.А. Гаджиев. Москва : Ю
5. Суханов Е.А. О гражданской правосубъектности государственных юридических лиц / Е.А. Суханов // Журнал российского права. 2018. № 1 (253). С. 5–15.
6. Тарасенко О.А. Предпринимательская деятельность субъектов банковской системы России (правовой аспект) : диссертация доктора юридических наук / О.А. Тарасенко. Москва, 2014. 419 с.
7. Турбанов А.В. Агентство по страхованию вкладов как инструмент государства в обеспечении финансовой стабильности / А.В. Турбанов // Российское право. Образование, практика, наука. 2014. № 1. С. 27–31.
8. Шимбарева Е.В. Правовой статус государственной корпорации / Е.В. Шимбарева // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2007. Т. 5. № 4. С. 111–117.

Остальные статьи