Миграционная политика Российской Федерации как фундамент национальной безопасности
Аннотация
Статья посвящена тенденциям развития миграционной политики в Российской Федерации и анализу рисков интеграционных процессов Большого евразийского пространства. Национальная безопасность и миграционная политика суверенного государства являются предметом геополитического мониторинга для выявления индикаторов правового регулирования миграционных потоков. Авторы продолжают анализировать формирующиеся противоречия между национальными интересами Российской Федерации и международным взаимодействием со странами ближнего зарубежья.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Безопасность бизнеса № 02/2025 |
Страницы | 8-11 |
DOI | 10.18572/2072-3644-2025-2-8-11 |
За период с 1991 по 2025 г. национальная политика Российской Федерации в отношении контроля миграционных потоков, выдачи квот на использование труда иностранных граждан в отраслях экономики, предоставления гражданства, распространения социальных программ и создания новой социально-экономической среды прошла путь от государственной политики открытых дверей в рамках от формирования экономической интеграции международных организаций (ВТО, МОТ, ВОЗ и др.) до прагматической концепции укрепления национальной безопасности в 2021 г. с целью защиты конституционных основ страны в связи с использованием миграционных потоков для расшатывания политической системы страны и угроз международного терроризма и экстремизма.
Традиционно в анализе миграционной политики России первоначально выделяют время, когда евразийское пространство рассматривалось как постсоветское с формирующейся институциональной системой Содружества Независимых Государств с подписанием комплекса договоров о свободе передвижения финансов, трудовых и материальных ресурсов, предоставления различных услуг для стран-участниц и граждан в сфере образования, здравоохранения, трудоустройства. Бесспорно, в этом процессе положительное воздействие оказывало сохранение советских политических и экономических связей, но с течением времени возрастали тенденции конфликтности в мире, применения технологий «бархатных революций» с внедрением методов «гибридной войны», использования международного терроризма в политических и экономических целях, развязывания региональных войн на постсоветском пространстве, что поставило перед национальными государствами задачу рассматривать стратегию национальной безопасности как индикатор суверенности народа и общества.
Проблематику миграционной политики исследователи также видят в низком уровне социокультурной адаптации прибывающих, что способствует созданию в стране этнических анклавов, недопустимых в правовом государстве, а также в низкой квалификации лиц, приобретающих патенты на ведение трудовой деятельности, что существенно тормозит экономическое развитие России.
Исходя из этой тенденции в Российской Федерации правовое регулирование защиты национальных интересов складывается из положения ст. 83 Конституции Российской Федерации, Федерального закона о безопасности, Стратегии национальной безопасности и другим актам.
Согласно доктрине Обеспечения национальной безопасности (ОНБ) под национальной безопасностью понимают состояние защищенности национальных интересов Российской Федерации от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан, достойные качество и уровень их жизни, гражданский мир и согласие в стране, охрана суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, социально-экономическое развитие страны. Таким образом, права и свободы гражданина России являются основным элементом среди национальных интересов государства и занимают ведущее место в документе.