Цифровой профиль туриста: новые возможности таргетирования и улучшения ценностного предложения
Аннотация
В статье рассматриваются основные вопросы формирования цифровых двойников туристической деятельности, в частности, уделяется особое внимание вопросу развития цифрового профиля туриста. В основе методологии исследования лежит изучение научной литературы и практики построения информационных систем. Предлагаются и описываются конкретные метрики оценки цифрового профиля туриста. На основе цифрового профиля туриста предлагается разрабатывать типовые ролевые модели поведения туристов в форме собирательных образов. В дальнейшем к этим образам разрабатываются соответствующие ценностные предложения и уточняются параметры таргетирования. Статья может быть полезна коммерческим и государственным организациям при разработке продуктов или услуг для туристов.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Туризм: право и экономика № 02/2025 |
Страницы | 21-24 |
DOI | 10.18572/1813-1212-2025-2-21-24 |
Цифровизация выступает важнейшим трендом последних лет. Новые программно-аппаратные комплексы в рамках развития концепции индустрии 4.0 и бурное распространение различных цифровых сервисов меняют привычное представление о туризме, а также кардинально меняют структуру отрасли в целом. Цифровые инновации выступают ключевым фактором конкурентоспособности не только предприятий туристической сферы, но и экономики в целом.
В основе цифровых преобразований лежит процесс формирования цифровых двойников. Под цифровым двойником (дубликатом) будем понимать модель виртуального (цифрового) аналога реального физического объекта или процесса, позволяющего прогнозировать поведение и развитие модели в заданных рамочных условиях. Цифровые двойники лежат в основе описания процесса предоставления туристической услуги как виртуальное отражение реального ценностного предложения. Кроме того, цифровые двойники могут описывать и конкретные объекты: персонал, туристов, культурные объекты, локации, отели, музеи и многое другое. Спектр применения цифровых двойников достаточно широк и находится на стадии становления. Тем не менее уже сейчас стали уделять особое внимание цифровым туристическим продуктам как новой очевидной форме привлечения туристов.
В текущей статье уделяется особое внимание такому цифровому двойнику объекта, как турист, выступающий в роли потребителя услуг. При этом согласно авторской трактовке под цифровым профилем туриста понимается совокупность данных о личности путешественника, его культурных и досуговых предпочтениях, ограничениях и обременениях, обобщенных геоданных перемещений, цифровых запросах и активностях (отзывы и рейтинги), финансовых данных, психологическом портрете и прочей информации, обобщенной в собирательном образе туриста. Такие профили позволяют лучше понять потребительские предпочтения клиентов, создавая более релевантные услуги. Рассмотрим подробнее потенциальный цифровой профиль туриста, который представлен на рис. 1.
Формирование цифрового профиля туриста включает в себя как классические демографические и социальные данные, так и психографические сведения. При этом цифровой профиль состоит из совокупности связанных карт. Карта персональных данных включает: ФИО, пол, возраст, место постоянного проживания, телефон, e-mail, социальные сети. Данная карта позволяет идентифицировать именно личность клиента и используется как базовая для демографического сегментирования клиентов.
Карта семейного профиля позволяет уточнить дополнительные интересы туристов. Собирая данные о семейном положении, количестве и возрасте детей, их интересах, туристические компании лучше идентифицируют потребительские предпочтения. Дополняет эти данные карта здоровья, описывающая возможные отклонения в здоровье, режим питания или имеющиеся ограничения по здоровью. Карта партнеров вносит дополнительную информацию о туристе и способе его путешествия, а также по партнерским каналам может предоставлять дополнительные метрики данных их прошлых отелей или опыта путешествий. История заказов позволяет идентифицировать предпочтения клиентов и оценить их прошлый опыт, а также предоставить новый.