Дата публикации: 29.05.2025

Интеллектуальная собственность в туриндустрии России: роль и значение

Аннотация

В статье исследуется роль и значение интеллектуальной собственности в туристической отрасли Российской Федерации. Рассматриваются определение интеллектуальной собственности и типы ее объектов, активно используемые в российском туристическом секторе. Определено, что таковыми являются объекты авторского права, товарные знаки (знаки обслуживания), географические указания, наименования мест происхождения товаров. Установлено: интеллектуальная собственность является одним из важных факторов, оказывающих неоднозначное влияние на развитие туристической сферы в России. Она является конкурентным преимуществом, инструментом развития туристического бизнеса, повышает узнаваемость товара или услуги, позволяет получать доход от ее использования. Определено, что интеллектуальная собственность обеспечивает защиту инвестиций, стимулирует инновации и сохранение культурных ценностей. Автор приходит к выводу о том, что интеллектуальная собственность является важным инструментом развития и устойчивого функционирования туристической индустрии в России, обеспечивая защиту инвестиций, стимулирование инноваций и сохранение культурных ценностей.




Современный туризм признается ключевым драйвером социально-экономического и социокультурного развития государства вследствие того, что его «успешное функционирование влечет за собой множество положительных общеизвестных фактов». Важная роль туризма в настоящее время признается и в России в связи со значительным потенциалом его развития. Эксперты говорят о быстрых и даже рекордных темпах развития внутреннего туризма в России. В 2024 г. отмечен рост внутренних туристических поездок на четверть в сравнении с 2023 г. В числе топ-3 популярных его видов сегодня выделяют пляжный, культурно-познавательный и природный (экотуризм), которые формируют около 60% потока внутри страны. Для въездного туризма лидерами стали эко- и этнотуризм, а среди перспективных отмечены научный и медицинский виды туризма. Особо привлекательными для туристов в 2024 г. стали г. Москва и Московская область, Краснодарский край, г. Санкт-Петербург и Республика Крым.

Среди факторов, оказавших ключевое влияние на развитие туриндустрии в России в последние годы, отмечают пандемию COVID-19 и антироссийскую санкционную политику. В качестве драйверов выделяют развитие законодательства, людей, инфраструктуру и проч. Стратегия развития туризма в России на период до 2035 г. к современным ограничивающим факторам развития туризма относит низкую узнаваемость российских туристических брендов и предполагает создание условий для формирования и продвижения «качественного и конкурентоспособного туристического продукта». В связи с этим важным фактором развития туриндустрии является интеллектуальная собственность, а именно активное и, что более важно, проактивное использование интеллектуальных активов. Исследование позитивных и негативных факторов развития российской туриндустрии является востребованным и находит отражение во многих научных работах. Вопросы интеллектуальной собственности в туристической сфере, напротив, находят скудное отражение в современных научных трудах. Среди исследований последних лет, посвященных исследуемой области, отметим научные публикации А.В. Сальниковой, посвященные вопросам значения региональных брендов для развития туризма и особенностям их государственной регистрации. А.А. Расторгуева рассматривает «туристский продукт как объект интеллектуальной собственности, которому может быть предоставлена правовая охрана», и признает, что охрана интеллектуальной собственности в туристском бизнесе является ключевым моментом. Всемирная организация интеллектуальной собственности уделяет большое внимание вопросам интеллектуальной собственности в сфере туризма. Проект «ИС и гастрономический туризм» нацелен на поддержку применения интеллектуальной собственности, заключенной в кулинарных традициях, в туристической сфере различных стран мира. В совместной публикации с мировой туристской организацией «Интеллектуальная собственность как фактор развития туризма» освещены вопросы взаимосвязи между интеллектуальной собственностью, туризмом и культурой. Главное внимание уделено инструментам интеллектуальной собственности, которые могут повышать ценность туристических товаров и услуг.

Список литературы

1. Аверин А.В. О проблемах развития туризма и индустрии гостеприимства в России / А.В. Аверин, К.К. Поздняков, Б. Свагдиене // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2021. № 12–3. С. 419–426.
2. Кузнецова О.П. Туризм как драйвер социально-экономического и социокультурного развития страны / О.П. Кузнецова, А.Д. Косьмин, А.А. Кузьменко [и др.] // Экономические отношения. 2019. Т. 9. № 3. С. 2165–2178.
3. Лавров В.В. Тенденции развития туризма в Российской Федерации в условиях новой экономической реальности / В.В. Лавров // Петербургский экономический журнал. 2022. № 1–2. С. 178–185.
4. Расторгуева А.А. Туристский продукт как объект интеллектуальной собственности / А.А. Расторгуева // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2018. № 5. С. 259–262.
5. Русина А.Н. Перспективы развития внутреннего туризма в современных условиях / А.Н. Русина, О.В. Карпычева, Е.А. Якимова, Д.А. Лихман // Экономика, предпринимательство и право. 2021. Т. 11. № 10. С. 2343–2356.
6. Сальникова А.В. Географическое указание как туристический бренд региона / А.В. Сальникова // Туризм: право и экономика. 2021. № 3. С. 11–14.
7. Сальникова А.В. Модели регистрации региональных брендов: преимущества и недостатки / А.В. Сальникова // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2023. № 6. С. 67–76.
8. Ситкевич Д.А. Влияние санкций на динамику российского туристического рынка / Д.А. Ситкевич, С.Э. Куек // Экономическое развитие России. Август 2023. № 8. Т. 30. С. 66–76.
9. Ханина А.В. Пандемия COVID-19 и санкции: особенности влияния на туристическую отрасль России / А.В. Ханина // Сервис в России и за рубежом. 2021. Т. 15. № 3. С. 199–208.

Остальные статьи