Интеллектуальная собственность в туриндустрии России: роль и значение
Аннотация
В статье исследуется роль и значение интеллектуальной собственности в туристической отрасли Российской Федерации. Рассматриваются определение интеллектуальной собственности и типы ее объектов, активно используемые в российском туристическом секторе. Определено, что таковыми являются объекты авторского права, товарные знаки (знаки обслуживания), географические указания, наименования мест происхождения товаров. Установлено: интеллектуальная собственность является одним из важных факторов, оказывающих неоднозначное влияние на развитие туристической сферы в России. Она является конкурентным преимуществом, инструментом развития туристического бизнеса, повышает узнаваемость товара или услуги, позволяет получать доход от ее использования. Определено, что интеллектуальная собственность обеспечивает защиту инвестиций, стимулирует инновации и сохранение культурных ценностей. Автор приходит к выводу о том, что интеллектуальная собственность является важным инструментом развития и устойчивого функционирования туристической индустрии в России, обеспечивая защиту инвестиций, стимулирование инноваций и сохранение культурных ценностей.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Туризм: право и экономика № 02/2025 |
Страницы | 17-20 |
DOI | 10.18572/1813-1212-2025-2-17-20 |
Современный туризм признается ключевым драйвером социально-экономического и социокультурного развития государства вследствие того, что его «успешное функционирование влечет за собой множество положительных общеизвестных фактов». Важная роль туризма в настоящее время признается и в России в связи со значительным потенциалом его развития. Эксперты говорят о быстрых и даже рекордных темпах развития внутреннего туризма в России. В 2024 г. отмечен рост внутренних туристических поездок на четверть в сравнении с 2023 г. В числе топ-3 популярных его видов сегодня выделяют пляжный, культурно-познавательный и природный (экотуризм), которые формируют около 60% потока внутри страны. Для въездного туризма лидерами стали эко- и этнотуризм, а среди перспективных отмечены научный и медицинский виды туризма. Особо привлекательными для туристов в 2024 г. стали г. Москва и Московская область, Краснодарский край, г. Санкт-Петербург и Республика Крым.
Среди факторов, оказавших ключевое влияние на развитие туриндустрии в России в последние годы, отмечают пандемию COVID-19 и антироссийскую санкционную политику. В качестве драйверов выделяют развитие законодательства, людей, инфраструктуру и проч. Стратегия развития туризма в России на период до 2035 г. к современным ограничивающим факторам развития туризма относит низкую узнаваемость российских туристических брендов и предполагает создание условий для формирования и продвижения «качественного и конкурентоспособного туристического продукта». В связи с этим важным фактором развития туриндустрии является интеллектуальная собственность, а именно активное и, что более важно, проактивное использование интеллектуальных активов. Исследование позитивных и негативных факторов развития российской туриндустрии является востребованным и находит отражение во многих научных работах. Вопросы интеллектуальной собственности в туристической сфере, напротив, находят скудное отражение в современных научных трудах. Среди исследований последних лет, посвященных исследуемой области, отметим научные публикации А.В. Сальниковой, посвященные вопросам значения региональных брендов для развития туризма и особенностям их государственной регистрации. А.А. Расторгуева рассматривает «туристский продукт как объект интеллектуальной собственности, которому может быть предоставлена правовая охрана», и признает, что охрана интеллектуальной собственности в туристском бизнесе является ключевым моментом. Всемирная организация интеллектуальной собственности уделяет большое внимание вопросам интеллектуальной собственности в сфере туризма. Проект «ИС и гастрономический туризм» нацелен на поддержку применения интеллектуальной собственности, заключенной в кулинарных традициях, в туристической сфере различных стран мира. В совместной публикации с мировой туристской организацией «Интеллектуальная собственность как фактор развития туризма» освещены вопросы взаимосвязи между интеллектуальной собственностью, туризмом и культурой. Главное внимание уделено инструментам интеллектуальной собственности, которые могут повышать ценность туристических товаров и услуг.