Дата публикации: 05.06.2025

Анализ Росфинмониторингом информации об операциях с денежными средствами по ГОЗ в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем

Аннотация

В настоящей статье анализируется деятельность Росфинмониторинга в рамках государственного оборонного заказа и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. Автором приведены позиции ученых и государственных органов по отдельным аспектам бюджетного мониторинга использования бюджетных средств, выделяемых на государственный оборонный заказ. Также автором предложены варианты улучшения действующего законодательства, а также иные варианты решения практических проблем.




В настоящий момент государственный оборонный заказ (далее — ГОЗ) не лишен недостатков, позволяющих злоумышленникам преступным путем получать доходы и осуществлять их легализацию (отмывание).

Коррупционная составляющая в оборонно-промышленном комплексе негативно отражается не только на экономике, но и на обороноспособности и военном потенциале страны. Только в первой половине 2024 г. орган финансового мониторинга (в настоящее время — Росфинмониторинг) сохранил более 6 млрд руб. в сфере ГОЗ, а также по его запросам в правоохранительные органы было возбуждено более 10 уголовных дел.

При этом необходимо помнить о том, что ГОЗ реализуется не только посредством заключения государственного контракта, но в том числе в рамках контрактов, заключаемых во исполнение самого государственного контракта (цепочка взаимосвязанных и сопровождаемых сделок).

А.И. Агеевым, Е.Л. Логиновым и А.Н. Райковым верно отмечено, что государственный контракт в таком случае предстает как «динамическая совокупность мультиоперационного взаимодействия различных категорий объектов (агентов), выделяемых по признаку прямого или опосредованного участия в использовании первоначального ввода определенного объема бюджетных средств».

В связи с указанными обстоятельствами и изменяющейся внешнеполитической обстановкой роль финансового мониторинга и контроля расходования бюджетных средств возрастает до уровня инструмента обеспечения финансовой безопасности государства в целом.

Список литературы

1. Агеев А.И. Интеллектуальные технологии организации финансового мониторинга и контроля при реализации госзакупок / А.И. Агеев, Е.Л. Логинов, А.Н. Райков // Экономические стратегии. 2016. Т. 18. № 1 (135). С. 16–27.
2. Бастрыкин А.И. Правовые проблемы борьбы с коррупцией / А.И. Бастрыкин // Российский следователь. 2017. № 24. С. 6–10.
3. Волков С.Е. Межрегиональное управление Росфинмониторинга по Центральному федеральному округу: Опыт противодействия коррупции в сфере ГОЗ / С.Е. Волков // Финансовая безопасность. 2023. № 39. С. 33–34.
4. Иванов П.И. Особенности деятельности подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел по выявлению и раскрытию криминальных банкротств / П.И. Иванов, А.В. Анников // Закон и право. 2017. № 11. С. 105–108.
5. Прошунин М.М. К вопросу о правовой сущности бюджетного мониторинга / М.М. Прошунин // Финансовое право. 2020. № 4. С. 29–32.
6. Прошунин М.М. Финансовое право и финансовый мониторинг в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ в современной России / М.М. Прошунин // Финансовое право. 2023. № 11. С. 12–14.
7. Рождественская Т.Э. Правовое регулирование цифрового рубля / Т.Э. Рождественская, А.Г. Гузнов // Актуальные проблемы российского права. 2024. № 1. С. 48–55.
8. Фартунов Е.А. Финансовый мониторинг в сфере государственного оборонного заказа / Е.А. Фартунов // Безопасность бизнеса. 2024. № 1. С. 16–20.

Остальные статьи