Анализ Росфинмониторингом информации об операциях с денежными средствами по ГОЗ в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем
Аннотация
В настоящей статье анализируется деятельность Росфинмониторинга в рамках государственного оборонного заказа и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. Автором приведены позиции ученых и государственных органов по отдельным аспектам бюджетного мониторинга использования бюджетных средств, выделяемых на государственный оборонный заказ. Также автором предложены варианты улучшения действующего законодательства, а также иные варианты решения практических проблем.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Финансовое право № 06/2025 |
Страницы | 35-37 |
DOI | 10.18572/1813-1220-2025-6-35-37 |
В настоящий момент государственный оборонный заказ (далее — ГОЗ) не лишен недостатков, позволяющих злоумышленникам преступным путем получать доходы и осуществлять их легализацию (отмывание).
Коррупционная составляющая в оборонно-промышленном комплексе негативно отражается не только на экономике, но и на обороноспособности и военном потенциале страны. Только в первой половине 2024 г. орган финансового мониторинга (в настоящее время — Росфинмониторинг) сохранил более 6 млрд руб. в сфере ГОЗ, а также по его запросам в правоохранительные органы было возбуждено более 10 уголовных дел.
При этом необходимо помнить о том, что ГОЗ реализуется не только посредством заключения государственного контракта, но в том числе в рамках контрактов, заключаемых во исполнение самого государственного контракта (цепочка взаимосвязанных и сопровождаемых сделок).
А.И. Агеевым, Е.Л. Логиновым и А.Н. Райковым верно отмечено, что государственный контракт в таком случае предстает как «динамическая совокупность мультиоперационного взаимодействия различных категорий объектов (агентов), выделяемых по признаку прямого или опосредованного участия в использовании первоначального ввода определенного объема бюджетных средств».
В связи с указанными обстоятельствами и изменяющейся внешнеполитической обстановкой роль финансового мониторинга и контроля расходования бюджетных средств возрастает до уровня инструмента обеспечения финансовой безопасности государства в целом.