Правовое регулирование индивидуальных методов управления развитием субъектов Российской Федерации в бюджетном праве
Аннотация
В статье проанализированы причины использования индивидуальных методов управления развития субъектов Российской Федерации в бюджетной сфере, в том числе с помощью специальных норм бюджетного права. Проанализированы особенности действия указанных норм во времени и по кругу лиц. Делается вывод, что применение таких норм позволяет обеспечить индивидуализированный подход к субъекту Российской Федерации с учетом различных факторов, а также оперативно реагировать на изменение ситуации в экономической и бюджетной сферах.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Финансовое право № 06/2025 |
Страницы | 18-22 |
DOI | 10.18572/1813-1220-2025-6-18-22 |
В последние годы в Российской Федерации органами государственной власти федерального уровня все активнее используются так называемые ручные методы управления по отношению к субъектам Российской Федерации, в том числе в сфере экономики, финансов, бюджета. По сути, речь идет о применении индивидуальных подходов к развитию регионов, отличающихся меньшей степенью формализации, чем методы стандартные. Применение тех или иных методов может находиться в зависимости от различных факторов, например, географического положения субъекта Российской Федерации или уровня его экономического развития, а также в зависимости от цели, которая стоит перед объектом и субъектом управления в рамках осуществления управляющего воздействия.
В некоторых случаях на практике речь идет о принятии управленческих решений, базирующихся на личном факторе. В качестве примера можно привести поручения Президента Российской Федерации, в том числе относительно отдельных субъектов Российской Федерации или их групп (макрорегионов) либо закрепление механизма кураторства федеральных округов за вице-премьерами.
Однако многие инструменты, применяемые при использовании индивидуальных методов управления, закреплены в нормах права, в том числе бюджетного.
Указанные нормы в бюджетном праве можно разделить на содержащиеся в законах и в подзаконных актах (указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации и т.д.). Широкое и активное использование подзаконных актов в данном случае можно обосновать несколькими причинами.
Во-первых, это может быть связано с указанной выше практикой принятия индивидуальных управленческих решений на уровне Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.