Дата публикации: 05.06.2025

Правовое регулирование индивидуальных методов управления развитием субъектов Российской Федерации в бюджетном праве

Аннотация

В статье проанализированы причины использования индивидуальных методов управления развития субъектов Российской Федерации в бюджетной сфере, в том числе с помощью специальных норм бюджетного права. Проанализированы особенности действия указанных норм во времени и по кругу лиц. Делается вывод, что применение таких норм позволяет обеспечить индивидуализированный подход к субъекту Российской Федерации с учетом различных факторов, а также оперативно реагировать на изменение ситуации в экономической и бюджетной сферах.




В последние годы в Российской Федерации органами государственной власти федерального уровня все активнее используются так называемые ручные методы управления по отношению к субъектам Российской Федерации, в том числе в сфере экономики, финансов, бюджета. По сути, речь идет о применении индивидуальных подходов к развитию регионов, отличающихся меньшей степенью формализации, чем методы стандартные. Применение тех или иных методов может находиться в зависимости от различных факторов, например, географического положения субъекта Российской Федерации или уровня его экономического развития, а также в зависимости от цели, которая стоит перед объектом и субъектом управления в рамках осуществления управляющего воздействия.

В некоторых случаях на практике речь идет о принятии управленческих решений, базирующихся на личном факторе. В качестве примера можно привести поручения Президента Российской Федерации, в том числе относительно отдельных субъектов Российской Федерации или их групп (макрорегионов) либо закрепление механизма кураторства федеральных округов за вице-премьерами.

Однако многие инструменты, применяемые при использовании индивидуальных методов управления, закреплены в нормах права, в том числе бюджетного.

Указанные нормы в бюджетном праве можно разделить на содержащиеся в законах и в подзаконных актах (указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации и т.д.). Широкое и активное использование подзаконных актов в данном случае можно обосновать несколькими причинами.

Во-первых, это может быть связано с указанной выше практикой принятия индивидуальных управленческих решений на уровне Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Список литературы

1. Грачева Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля / Е.Ю. Грачева. Москва : Юриспруденция, 2000. 192 с.
2. Теория государства и права : курс лекций / под редакцией Н.И. Матузова, А.В. Малько. 2-е издание, перераб. и доп.. Москва : Юристъ, 2000. 776 с.
3. Трунова Н. Доклад Счетной палаты Российской Федерации «Анализ эффективности реализации программ индивидуальных планов развития территорий с низким уровнем социально-экономического развития» / Н. Трунова // Бюллетень Счетной палаты РФ. 2024. № 1. С. 5–57.
4. Яговкина В.А. Изменения актов, регулирующих бюджетные отношения, в условиях эпидемии COVID-19 / В.А. Яговкина // Общественные финансы. 2020. № 2 (40). Москва : ИРОФ, 2020. С. 66–83.
5. Яговкина В.А. Современные механизмы поддержки регионального развития в Российской Федерации / В.А. Яговкина, А.А. Михайлова // Общественные финансы. 2024. № 1 (46). С. 4–16.

Остальные статьи