Дата публикации: 05.06.2025

Правовое значение лицевых счетов в бюджетном процессе

Аннотация

Лицевые счета, открываемые к казначейским счетам в целях организации исполнения бюджета, предназначены для учета определенных юридических фактов, последовательно сопровождающих этапы реализации бюджетных или иных полномочий участников бюджетного процесса и иных юридических лиц, обслуживание которых осуществляется в казначейских органах. Отражение на лицевых счетах их действий при исполнении бюджета создает правовые последствия для участников бюджетного процесса и позволяет им исполнять возложенные на них полномочия. В ходе исследования выявлены информационная и контрольная функции лицевого счета, отмечена связь данных лицевого счета с определенным видом денежных средств.




Впервые лицевые счета как объект бюджетно-правового регулирования упомянуты в 1997 г. в постановлении Правительства Российской Федерации, посвященном переходу на казначейскую систему. Этим постановлением предусматривалось «открытие лицевых счетов главным распорядителям средств федерального бюджета в федеральном казначействе Министерства финансов Российской Федерации в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации». Бюджетный кодекс, начиная с самой первой редакции, посвятил лицевым счетам отдельную статью.

Если рассматривать исполнение бюджета не только как стадию бюджетного процесса, но как целостную систему, совокупность трех составных элементов —обеспечения, организации и собственно исполнения бюджета, то лицевые счета можно отнести к подсистеме организации исполнения бюджета, частью которого является так называемое казначейское исполнение бюджета, упомянутое в первоначальной редакции Бюджетного кодекса.

Необходимость введения в бюджетное законодательство понятия «лицевой счет» была обусловлена формировавшейся в 90-е годы XX в. новой моделью организации исполнения федерального бюджета через органы федерального казначейства Минфина России, при которой прекратилось перечисление средств бюджета на банковские счета бюджетополучателей.

Впервые определение лицевого счета было дано в приказе Минфина в 1999 г., под ним подразумевался «регистр аналитического учета органа федерального казначейства, предназначенный для отражения в учете лимитов бюджетных обязательств, принятых денежных обязательств, объемов финансирования и кассовых расходов, осуществляемых в процессе исполнения расходов федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета, и органами федерального казначейства». Таким образом, потребность в лицевых счетах была обусловлена необходимостью учета всех этапов исполнения бюджета, которые не могли отражаться по банковским счетам, открываемым для обслуживания исполнения бюджетов.

Лицевой счет, исходя из его названия, предполагает лицо, на имя которого счет подлежит открытию.

Список литературы

1. Артюхин Р.Е. Бюджетно-правовое регулирование казначейского обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований / Р.Е. Артюхин // Актуальные проблемы российского права. 2023. № 12. С. 52–61.
2. Артюхин Р.Е. Правовой режим единого счета бюджета / Р.Е. Артюхин // Актуальные проблемы российского права. 2025. № 1. С. 57–65.
3. Казначейское сопровождение и бюджетный мониторинг : монография / Р.Е. Артюхин, А.Ю. Демидов, В.М. Карпенко [и др.]. Москва : Юриспруденция, 2024. 240 с.
4. Поветкина Н.А. Правовой режим иммунитета бюджета: теоретико-правовой анализ / Н.А. Поветкина // Журнал российского права. 2015. № 5 (221). С. 101–110.
5. Поветкина Н.А. Бюджетные субсидии: конфликт публичного и частного / Н.А. Поветкина, Ю.В. Леднева // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2023. № 1. С. 46–69.
6. Цифровая сущность финансового права: прошлое, настоящее, будущее : монография / Н.Е. Абрамова, С.Я. Боженок, О.В. Веремеева [и др.] ; под редакцией И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной. Москва : Юриспруденция, 2022. 272 с.

Остальные статьи