Отдельные проблемы и перспективы совершенствования правопорядка в сфере публичных финансов
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы обеспечения правомерного поведения участников финансовых отношений; анализируются отдельные проблемы обеспечения правопорядка в сфере публичных финансов; обозначены направления совершенствования действующего финансового законодательства.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Финансовое право № 06/2025 |
Страницы | 11-14 |
DOI | 10.18572/1813-1220-2025-6-11-14 |
В современных условиях развития российского государства особенно важными являются вопросы надежного, стабильного, прогнозируемого развития системы публичных финансов, недопущения их дезорганизации и разрушения, поскольку устойчивая система публичных финансов — это определяющий фактор стратегического развития страны и обеспечения ее национального суверенитета. Стабильные экономические отношения по мобилизации, распределению, использованию фондов денежных средств государства и местного самоуправления для обеспечения публичных интересов и потребностей общества обеспечивают не только финансирование функций и задач государства, но и такое свойство государства, как социальное государство, ориентированное на достижение и поддержание высокого уровня жизни человека и общества, ведь от состояния публичных финансов зависит реализация конституционных прав и свобод, гарантии соблюдения прав человека.
Публичные финансы — это отражение государственной политики, формирующейся под воздействием рыночных законов. Публичные финансы имеют ключевое значение для современной экономики и выполняют три функции: фискальную, стабилизационную и перераспределительную, для реализации которых используются финансово-правовые инструменты в отдельных направлениях финансовой деятельности государства (муниципальных образований). Реализация указанных функций и управление публичными финансами осуществляются уполномоченными органами власти в соответствии с правовыми нормами и специальными принципами.
Очевидно, что без соблюдения дисциплины и порядка в процессе мобилизации, распределения и использования финансовых ресурсов государства и муниципальных образований не представляется возможным достичь положительного эффекта устойчивого развития государства.
Правопорядок учеными рассматривается в трех аспектах: как норма правовой жизни, как процесс и как результат правовой жизни, т.е. установленные границы поведения субъектов правоотношений, реализующие установленные требования нормы и как результат — отражение законности и качественное состояние общественных (экономических, политических, социальных) отношений. Как указывает И.Л. Честнов: «Порядок в обществе (одним из аспектов которого выступает правопорядок) представляет собой состояние общественных отношений, эмпирически существующих как социальные интеракции (практические взаимодействия), которые соответствуют принятому в данном социуме идеалу. Этот идеал задается господствующими ценностями, применительно к сфере права — принципами права».
По мнению С.Г. Дробязко и В.С. Козлова: «правовой порядок — это основанное на принципах права и правовой законности своевременное, стабильное, системное, точное упорядочение всех общественных отношений, нуждающихся в юридической защите».