Дата публикации: 11.06.2025

К вопросу о патриотическом воспитании в советской школе (1921–1941 гг.) и его значении в годы Великой Отечественной войны

Аннотация

В статье рассматривается вопрос о патриотическом воспитании в 1921–1941 гг. На основе сравнительно-правового анализа источниковой базы и научной литературы делается обоснованный вывод об особом направлении государственной политики в деле воспитания гражданственности у советских школьников в предвоенные годы. Автор приводит доводы, подтверждающие высокие достижения советской педагогики в вопросах воспитания патриотизма и различные составляющие, на которые были направлены усилия государства. Делаются выводы о возможности использования опыта советского патриотического воспитания в современной России.




В настоящее время происходит важнейший этап в развитии Российской Федерации — возвращение к историческим истокам и защита исторической памяти в связи с неоднократными попытками не только со стороны политических деятелей США и Западной Европы, но и научной общественности изменить ход истории, навязав свое собственное видение исторических событий, связанных с нашей страной и особенно с Победой, одержанной Красной армией в 1945 г. над фашистской Германией, ознаменовавшей собой окончание Великой Отечественной войны, 80-летие которой мы будем праздновать в мае 2025 г. К сожалению, в 1990–2010-е годы и в российской научной литературе были распространены взгляды, которые не способствовали формированию у молодежи гордости за свою страну, история советского периода сводилась к истории красного террора, репрессиям довоенного периода, в школьных программах по истории теме Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.) отводилось до недавнего времени только шесть-семь уроков по 45 мин каждый.

В ст. 13 Конституции Российской Федерации 1993 г. (далее — Конституция РФ) есть запрет на установление любой идеологии «в качестве государственной или обязательной», при этом признается «идеологическое многообразие». В 2020 г. в текст Конституции РФ была включена ст. 67.1, провозгласившая приоритетом государственной политики воспитание у детей «патриотизма и гражданственности, охрану памяти защитников Отечества, обеспечение защиты исторической правды при запрете на умаление значения подвига народа при защите Отечества». Таким образом, важнейшими традиционными ценностями современной России провозглашаются патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм и историческая память.

Именно эти ценности «скрепляли» поколения, нации и национальности, проживающие на территории России, воспитывались не только в семье, но и в государственных образовательных учреждениях на протяжении всей многовековой истории. Воспитание в человеке этих ценностей представляло и представляет основополагающую цель всей системы образования в нашей стране вне зависимости от различий в форме государства на разных исторических этапах ее развития. Исходя из целеполагания настоящей статьи рассмотрим государственно-правовое обеспечения воспитания патриотизма в 1921–1941 гг. по основным направлениям, к числу которых в первую очередь относились система образования и советская культура.

В годы НЭПа и последующий период государственно-правового развития система образования была направлена на воспитание настоящего советского гражданина, чему способствовала целая система государственно-правового регулирования. Прежде всего это включение в школьную программу учебных дисциплин, направленных на формирование правосознания молодежи. При этом в каждой губернии «набор» школьных курсов по истории различался не только по содержанию, но и по ступеням школьного воспитания. Так, в период 1919–1934 гг. отдельно на II ступени школы изучалась так называемя история труда (политическая экономика) на разных общественно-экономических формациях и философская пропедевтика.

После окончания Гражданской войны в 1920 г. Народный комиссариат просвещения РСФСР (Наркомпрос) приступил к разработке примерных учебных планов и единой образовательной программы для Единой трудовой школы II ступени. Советская власть остро нуждалась в экономическом развитии, поэтому и система образования была нацелена прежде всего на сочетание трудовых умений и навыков с необходимой системой знаний. В результате проведения подобной политики число учебных занятий по естественным и физико-математическим наукам было увеличено в пять раз, а по общественно-гуманитарным только в 1,5 раза, при этом вместо курса истории в школьных программах появилось обществоведение, в курс которого были включены сведения по истории культуры, социализма, политэкономии и, отчасти, юриспруденции.

Список литературы

1. Алексеев В.А. К проблеме формирования канона советского патриотизма и его экранной репрезентации в историко-культурном контексте 1930-х гг. / В.А. Алексеев // Вестник Курганского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. № 5 (39). С.
2. Богачев А.В. Концепция развития системы народного образования в советской России в 1920-е годы / А.В. Богачев, Л.Б. Захарова // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2015. № 2 (26). С. 19–26.
3. Ларионов А.Э. Образы русской истории в советской пропаганде периода Великой Отечественной войны (Часть 1) / А.Э. Ларионов, М.В. Дворковая // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2019. № 4. С. 2
4. Летопись российского кино. 1930–1945 / руководитель проекта В.И. Фомин ; ответственный редактор А.С. Дерябин ; составители: П.А. Багров, Г.Н. Бородин, В.Е. Вишневский [и др.]. Москва : Материк, 2007. 846 с.
5. Обществоведение в школе : общественно-педагогический сборник / под редакцией С. Дзюбинского, Б. Жаворонкова и А. Станчинского. Ленинград : Государственное издательство, 1927. 108 с.
6. Павлов Д.А. Патриотическое воспитание в Советском Союзе в 30–40 гг. ХХ века / Д.А. Павлов, Л.Л. Павлов // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2018. № 3–2 (54). С. 87–94.
7. Покровский М.Н. Марксизм в программах школы I и II ступени : тезисы доклада / М.Н. Покровский. Москва : [б. и.], 1924. 15 с.
8. Попова А.В. К вопросу о возможности использования методов формирования «нового человека» 1917–1920-х гг. в современной системе российского образования / А.В. Попова // Проблемы российского образования. 2021. № 5. С. 139–152. DOI: 10.31862/2218-8711-2021-5
9. Прилуцкий В.В. Значение опыта патриотического воспитания молодежи отечественной историей в советский период (1917–1991 гг.) для современной России / В.В. Прилуцкий, А.В. Скрыпников // Евразийский юридический журнал. 2016. № 1 (92). С. 253–256.
10. Фохт А.В. Ошибки М.Н. Покровского в вопросах преподавания истории / А.В. Фохт // Против антимарксистской концепции М.Н. Покровского : сборник статей. В 2 частях. Ч. 2 / редакторы: Б. Греков, Е. Ярославский, С. Бушуев. Москва ; Ленинград : Академия наук СС
11. Щукин Д.В Советская власть и система народного образования в 1920-е годы: практика экспериментов в условиях построения новой государственности / Д.В. Щукин, О.Г. Некрылова // Научный диалог. 2021. № 5 (21). С. 462–476.

Остальные статьи