К вопросу о патриотическом воспитании в советской школе (1921–1941 гг.) и его значении в годы Великой Отечественной войны
Аннотация
В статье рассматривается вопрос о патриотическом воспитании в 1921–1941 гг. На основе сравнительно-правового анализа источниковой базы и научной литературы делается обоснованный вывод об особом направлении государственной политики в деле воспитания гражданственности у советских школьников в предвоенные годы. Автор приводит доводы, подтверждающие высокие достижения советской педагогики в вопросах воспитания патриотизма и различные составляющие, на которые были направлены усилия государства. Делаются выводы о возможности использования опыта советского патриотического воспитания в современной России.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | История государства и права № 06/2025 |
Страницы | 62-69 |
DOI | 10.18572/1812-3805-2025-6-62-69 |
В настоящее время происходит важнейший этап в развитии Российской Федерации — возвращение к историческим истокам и защита исторической памяти в связи с неоднократными попытками не только со стороны политических деятелей США и Западной Европы, но и научной общественности изменить ход истории, навязав свое собственное видение исторических событий, связанных с нашей страной и особенно с Победой, одержанной Красной армией в 1945 г. над фашистской Германией, ознаменовавшей собой окончание Великой Отечественной войны, 80-летие которой мы будем праздновать в мае 2025 г. К сожалению, в 1990–2010-е годы и в российской научной литературе были распространены взгляды, которые не способствовали формированию у молодежи гордости за свою страну, история советского периода сводилась к истории красного террора, репрессиям довоенного периода, в школьных программах по истории теме Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.) отводилось до недавнего времени только шесть-семь уроков по 45 мин каждый.
В ст. 13 Конституции Российской Федерации 1993 г. (далее — Конституция РФ) есть запрет на установление любой идеологии «в качестве государственной или обязательной», при этом признается «идеологическое многообразие». В 2020 г. в текст Конституции РФ была включена ст. 67.1, провозгласившая приоритетом государственной политики воспитание у детей «патриотизма и гражданственности, охрану памяти защитников Отечества, обеспечение защиты исторической правды при запрете на умаление значения подвига народа при защите Отечества». Таким образом, важнейшими традиционными ценностями современной России провозглашаются патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм и историческая память.
Именно эти ценности «скрепляли» поколения, нации и национальности, проживающие на территории России, воспитывались не только в семье, но и в государственных образовательных учреждениях на протяжении всей многовековой истории. Воспитание в человеке этих ценностей представляло и представляет основополагающую цель всей системы образования в нашей стране вне зависимости от различий в форме государства на разных исторических этапах ее развития. Исходя из целеполагания настоящей статьи рассмотрим государственно-правовое обеспечения воспитания патриотизма в 1921–1941 гг. по основным направлениям, к числу которых в первую очередь относились система образования и советская культура.
В годы НЭПа и последующий период государственно-правового развития система образования была направлена на воспитание настоящего советского гражданина, чему способствовала целая система государственно-правового регулирования. Прежде всего это включение в школьную программу учебных дисциплин, направленных на формирование правосознания молодежи. При этом в каждой губернии «набор» школьных курсов по истории различался не только по содержанию, но и по ступеням школьного воспитания. Так, в период 1919–1934 гг. отдельно на II ступени школы изучалась так называемя история труда (политическая экономика) на разных общественно-экономических формациях и философская пропедевтика.
После окончания Гражданской войны в 1920 г. Народный комиссариат просвещения РСФСР (Наркомпрос) приступил к разработке примерных учебных планов и единой образовательной программы для Единой трудовой школы II ступени. Советская власть остро нуждалась в экономическом развитии, поэтому и система образования была нацелена прежде всего на сочетание трудовых умений и навыков с необходимой системой знаний. В результате проведения подобной политики число учебных занятий по естественным и физико-математическим наукам было увеличено в пять раз, а по общественно-гуманитарным только в 1,5 раза, при этом вместо курса истории в школьных программах появилось обществоведение, в курс которого были включены сведения по истории культуры, социализма, политэкономии и, отчасти, юриспруденции.