Дата публикации: 11.06.2025

Война и административно-территориальные реорганизации: Белорусская ССР 1944 г.

Аннотация

В статье рассматриваются изменения в областном административно-территориальном делении Белорусской ССР в первый год после полного освобождения республики от немецко-фашистских захватчиков. Отмечается, что они определялись общей линией высшего союзного руководства на дробление административно-территориальных единиц для усиления контроля и оперативного управления процессами послевоенного возрождения в условиях продолжавшейся войны, а также изменением советско-польской границы. Рассмотрен качественный состав руководителей исполкомов реорганизованных областей, выделены модели их карьерного роста.




Великая Отечественная война потребовала создания соответствующей военным условиям системы управления, в том числе реорганизации административно-территориального деления и решения обострившейся с началом войны в местных органах государственной власти и управления кадровой проблемы. В связи с этим представляется важным изучение проблемы советских административно-территориальных реорганизаций в годы Великой Отечественной войны, их мотивов и механизмов реализации, кадровой политики в органах государственного управления. В представленной статье предпринята попытка рассмотреть эту проблему на примере областной административно-территориальной реорганизации 1944 г. на освобожденных от немецко-фашистской оккупации территорий Белорусской ССР и последующего кадрового обеспечения областных органов власти и управления.

С началом 1930-х годов в СССР активно проводилась линия на разукрупнение крупных («госплановских») областей и краев, созданных в предшествующее десятилетие в ходе административно-хозяйственной реформы, основанной на принципе совмещения административного и экономического районирования. Существование таких крупных хозяйственно-административных образований, представлявших собой экономически оформленные единицы с наличием собственной влиятельной партийно-хозяйственной элиты, вступило в противоречие с новым политико-экономическим курсом на форсированное строительство социализма и формирование централизованной командно-административной системы, что стимулировало разукрупнение административно-территориальных единиц. В 1930-е годы отраслевым наркоматам передавалось управление значимыми субъектами хозяйствования, а за республиками и областями оставались главным образом административно-управленческие функции и социально-культурная сфера. Наиболее активно процессы дробления проходили в 1934–1937 гг., когда были разукрупнены Северо-Кавказский, Нижне-Волжский, Горьковский (Нижегородский), Средне-Волжский, Западно-Сибирский, Азово-Черноморский и Восточно-Сибирский края, крупные Московская, Западная, Ленинградская, Северная, Московская, Воронежская области, а также ряд других областей РСФСР и УССР.

С января 1943 г. в СССР процессы разукрупнения областей возобновились в интересах дальнейшего усиления централизации системы управления в условиях военного времени и необходимости решения задач восстановления экономики на освобожденных от нацистской оккупации советских территориях. Пик пришелся на март — август 1944 г., когда в СССР появились 22 новые области, в том числе 9 — на освобожденных территориях: Брянская область была создана путем выделения из состава Орловской области, Новгородская (площадь 50,9 тыс. км2) — из Ленинградской области, Псковская (30 тыс. км2) — за счет части территорий Ленинградской и Калининской областей, Великолукская (42,7 тыс. км2) — части территорий Калининской, Смоленской и Новгородской областей, Калужская область (30,0 тыс. км2) — части территорий Смоленской, Тульской, Московской и Орловской областей, Херсонская (24,7 тыс. км2) — за счет частей Запорожской и Николаевской областей.

Список литературы

1. Лужин А.В. Административно-территориальное устройство Советского государства / А.В. Лужин. Москва : Юридическая литература, 1969. 172 с.

Остальные статьи