Дата публикации: 11.06.2025

Основы марксистской идеологии в системе высшего образования СССР (1917–1930)

Аннотация

Статья посвящена анализу масштабных реформ, произошедших в системе высшего образования России в результате революционных событий 1917 г. Октябрьская революция и последовавшая Гражданская война привели к власти большевиков, которые инициировали создание первого в истории социалистического государства, опираясь на идеологию марксизма-ленинизма. В работе рассматривается, как эти идеологические постулаты сформировали новую академическую систему, направленную на удовлетворение потребностей пролетариата и создание глобального социалистического общества. Особое внимание уделяется роли образования в историческом контексте, а также тому, как марксистская теория определяла связи между развитием производительных сил и уровнем образования в процессе социальной трансформации.




Революционные события в России 1917 г. стали отправной точкой масштабного реформирования всех сторон общественной жизни, включая и систему высшего образования. Октябрьская революция 1917 г. и последовавшая за ней Гражданская война в России привели к власти представителей радикального крыла Российской социал-демократической рабочей партии — большевиков, которым суждено было построить первое в истории социалистическое государство. Становление высшего образования в новом Советском государстве основывалось на базовых постулатах идеологии марксизма-ленинизма, исследование которых чрезвычайно важно для историко-правовой реконструкции системы административного регулирования советской высшей школой в 1917–1930 гг.

Построенный на принципах марксизма план большевистской партии был направлен на создание коммунистического государства в бывшей Российской империи с последующим распространением коммунистического порядка по всему миру. Согласно сути марксистской теории, каждый акт реформирования общественной жизни, продвигаемый большевистским правительством в России, считался органической частью мировой пролетарской революции. Создание советской академии для пролетариата рассматривалось российскими большевиками как неотъемлемая часть создания «глобального царства освобожденного рабочего класса».

Марксистская теория содержала особые идеи для образования в будущей революционной трансформации глобального общества. Большевистское руководство состояло из искренних последователей марксизма, и крайне важно признать, какую роль они отводили академическим кругам в коммунистическом обществе, которое они планировали построить.

Хотя Маркс и Энгельс не писали много об образовании и почти ничего не писали о высшем образовании, они разработали теоретические перспективы будущего пролетарского общества и его социальных функций. Классическая марксистская парадигма коренилась в материалистической доктрине о том, что люди являются продуктом своих обстоятельств и воспитания. Она предлагала изучать историю человечества методом исторического материализма, рассматривая исторический прогресс человечества как последовательную смену определенных общественных порядков, укорененных в различных способах производства — «общественно-экономических формациях». Каждая стадия человеческого развития основана на определенном типе производительных сил, связанных с конкретными средствами производства и связанных с конкретным видом собственности на эти средства.

Марксизм утверждал, что человечество в своем социальном развитии прошло через четыре социальные стадии развития, связанные с четырьмя способами производства: первобытнообщинный; рабовладельческий; феодальный; капиталистический. Развитие производительных сил напрямую зависело от уровня развития знаний и образования. Таким образом, образование занимало положение движущей силы социальной истории, а капитализм, являясь последней завершенной стадией общественного развития, должен был способствовать росту численности рабочего класса до такой степени, что пролетариат становился гегемоном в социальной структуре мирового населения и продуцировал систему массового образования, создавая тем самым критический социальный момент возможного перехода к следующему социальному порядку человеческой социальной организации — коммунизму.

Список литературы

1. Троцкий Л.Д. Проблемы международной пролетарской революции. Коммунистический Интернационал / Л.Д. Троцкий. Москва : РИПОЛ классик, 2018. 186 с.
2. Higher Education in the USSR (Education Studies and Documents No 39) / by M.A. Prokofiev, M.G. Chilikin, S.I. Tulpanov. Paris, New York : Unesco, 1961. 59 p.
3. Davies R.W. The Economic Transformation of the Soviet Union, 1913–1945 / R.W. Davies, M. Harrison, S.G. Wheatcroft. Cambridge : Cambridge University Press, 1994. 381 p.
4. Cole M. Marxism and Educational Theory: Origins and Issues / M. Cole. London : Routledge, 2007. 208 p.
5. Chamberlin W.H. Soviet Russia: A Living Record and A History / W.H. Chamberlin. Boston : Little, Brown and Co, 1930. 453 p.
6. Bailes K. Technology and Society under Lenin and Stalin: Origins of Soviet Technical Intelligentsia, 1917–1941 / K. Bailes. Princeton, NJ : Princeton University Press, 1978.
7. Avis G. The Soviet Higher Education Reform: Proposals and Reactions / G. Avis // Comparative Education. 1990. Vol. 26. Iss. 1. P. 5–12.
8. Avis G. The Making of the Soviet Citizen: Character Formation and Civic Training in Soviet Education / G. Avis. London : Croom Helm, 1987. 251 p.
9. Avis G. Access to Higher Education in the Soviet Union / G. Avis // Soviet Education in the 1980s / ed. by J.J. Tomiak. NY : St. Martin’s Press, 1983. P. 202.
10. Ленин В.И. Горючий материал в мировой политике. Пробуждение Азии. Первоначальный набросок тезисов по национальному и колониальному вопросам (для Второго съезда Коммунистического Интернационала) / В.И. Ленин. Москва : Политиздат, 1978. 23 с.
11. Плеханов Г.В. Письма без адреса. Искусство и общественная жизнь / Г.В. Плеханов ; послесловие и примечание У. Гуральника. Москва : Государственное издательство художественной литературы, 1956. 248 с.
12. Маркс К. Письма. Сборник избранных писем / К. Маркс, Ф. Энгельс. 4-е изд. Москва ; Ленинград : Соцэкгиз, 1932. 433 с.
13. Маркс К. Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с русскими политическими деятелями / К. Маркс, Ф. Энгельс. Москва : Либроком, 2019. 310 с.
14. Маркс К. О коммунистической общественной формации. В 4 томах . Т. 1. Из произведений К. Маркса и Ф. Энгельса 1842–1857 / К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин. Москва : Политическая литература, 1987. 478 с.
15. Маркс К. О воспитании и образовании. В 2 томах. Т. 2 / К. Маркс, Ф. Энгельс. Москва : Педагогика, 1978. 488 с.
16. Маркс К. Манифест Коммунистической партии / К. Маркс, Ф. Энгельс. Москва : Политическая литература, 1971. 63 с.
17. Маркс К. Избранные письма / К. Маркс, Ф. Энгельс. Москва : ОГИЗ, 1947. 535 с.
18. Ленин В.И. О либеральном и марксистском понятии классовой борьбы. Заметка; О диктатуре пролетариата / В.И. Ленин. Москва : Политиздат, 1985. 16 с.

Остальные статьи