Основы марксистской идеологии в системе высшего образования СССР (1917–1930)
Аннотация
Статья посвящена анализу масштабных реформ, произошедших в системе высшего образования России в результате революционных событий 1917 г. Октябрьская революция и последовавшая Гражданская война привели к власти большевиков, которые инициировали создание первого в истории социалистического государства, опираясь на идеологию марксизма-ленинизма. В работе рассматривается, как эти идеологические постулаты сформировали новую академическую систему, направленную на удовлетворение потребностей пролетариата и создание глобального социалистического общества. Особое внимание уделяется роли образования в историческом контексте, а также тому, как марксистская теория определяла связи между развитием производительных сил и уровнем образования в процессе социальной трансформации.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | История государства и права № 06/2025 |
Страницы | 41-47 |
DOI | 10.18572/1812-3805-2025-6-41-47 |
Революционные события в России 1917 г. стали отправной точкой масштабного реформирования всех сторон общественной жизни, включая и систему высшего образования. Октябрьская революция 1917 г. и последовавшая за ней Гражданская война в России привели к власти представителей радикального крыла Российской социал-демократической рабочей партии — большевиков, которым суждено было построить первое в истории социалистическое государство. Становление высшего образования в новом Советском государстве основывалось на базовых постулатах идеологии марксизма-ленинизма, исследование которых чрезвычайно важно для историко-правовой реконструкции системы административного регулирования советской высшей школой в 1917–1930 гг.
Построенный на принципах марксизма план большевистской партии был направлен на создание коммунистического государства в бывшей Российской империи с последующим распространением коммунистического порядка по всему миру. Согласно сути марксистской теории, каждый акт реформирования общественной жизни, продвигаемый большевистским правительством в России, считался органической частью мировой пролетарской революции. Создание советской академии для пролетариата рассматривалось российскими большевиками как неотъемлемая часть создания «глобального царства освобожденного рабочего класса».
Марксистская теория содержала особые идеи для образования в будущей революционной трансформации глобального общества. Большевистское руководство состояло из искренних последователей марксизма, и крайне важно признать, какую роль они отводили академическим кругам в коммунистическом обществе, которое они планировали построить.
Хотя Маркс и Энгельс не писали много об образовании и почти ничего не писали о высшем образовании, они разработали теоретические перспективы будущего пролетарского общества и его социальных функций. Классическая марксистская парадигма коренилась в материалистической доктрине о том, что люди являются продуктом своих обстоятельств и воспитания. Она предлагала изучать историю человечества методом исторического материализма, рассматривая исторический прогресс человечества как последовательную смену определенных общественных порядков, укорененных в различных способах производства — «общественно-экономических формациях». Каждая стадия человеческого развития основана на определенном типе производительных сил, связанных с конкретными средствами производства и связанных с конкретным видом собственности на эти средства.
Марксизм утверждал, что человечество в своем социальном развитии прошло через четыре социальные стадии развития, связанные с четырьмя способами производства: первобытнообщинный; рабовладельческий; феодальный; капиталистический. Развитие производительных сил напрямую зависело от уровня развития знаний и образования. Таким образом, образование занимало положение движущей силы социальной истории, а капитализм, являясь последней завершенной стадией общественного развития, должен был способствовать росту численности рабочего класса до такой степени, что пролетариат становился гегемоном в социальной структуре мирового населения и продуцировал систему массового образования, создавая тем самым критический социальный момент возможного перехода к следующему социальному порядку человеческой социальной организации — коммунизму.