Солидарность как правовое начало: этапы концептуального становления
Аннотация
В статье автор характеризует идейные основания принципа солидарности, выявляет рубежные этапы концептуализации этого ныне ставшего конституционным принципом понятия. Обосновывается, что именно историко-правовое знание способствует прежде всего релевантному пониманию сути солидарности как уникального способа продуктивного — и не сулящего социуму в более или менее отдаленной перспективе разрушение и гибель — сосуществования индивидов и корпораций, этносов и конфессий в пределах одного публичного пространства. Отмечается существенный вклад, который вносит в плодотворное решение крупной научно-практической задачи — историческое осмысление солидарности как правового концепта, в том числе в качестве конституционного принципа, — творчество выдающегося историка права И.А. Исаева.
Тип | Статья |
Издание | История государства и права № 06/2025 |
Страницы | 18-28 |
DOI | 10.18572/1812-3805-2025-6-18-28 |
В ходе недавней конституционной реформы в тексте нашего Основного закона впервые появилась категория «солидарность» (ст. 75.1). Впрочем, и ранее в своих решениях Конституционный Суд РФ обращался к солидарности как к принципу и ценности, которые безусловно обладают конституционной значимостью.
Станет ли конституционализация идеи солидарности предвестием кардинального изменения отношения публичной власти к защите национального благосостояния, к достойному нашего Отечества и его народа преуспеянию, основанному на гражданском мире? Ответ на этот вопрос, помимо прочего, во многом зависит от того, насколько нормотворчество и правоприменение чутки к историческому опыту; от того, насколько верные выводы будут извлекаться ими из исторических уроков.
Лишь опираясь на историко-правовое знание, мы можем рассчитывать на релевантное понимание сути солидарности как уникального способа продуктивного — и не сулящего социуму в более или менее отдаленной перспективе разрушение и гибель — сосуществования индивидов и корпораций, этносов и конфессий в пределах одного публичного пространства,
Освещая все пути познания права, исторический подход придает живую предметность и органическую динамику как теоретико-правовым постулатам, так и положениям отраслевой доктрины. Полемически заостряя тезис, пожалуй, можно было бы даже сказать так: постижение права вообще и правовое толкование в особенности либо должны быть исторически ориентированными, либо оказываются на поверку фрагментарными и несостоятельными.
В целом историчность противостоит всему, от легизма до либертарианства, что готово принести в жертву национальную солидарность, органическое развитие отечественного права произвольным построениям, какими бы разномастными идеологическими лозунгами все это ни прикрывалось. Памятуя о тернистых тропах, которыми шествует отечественная история, невозможно переоценить важность миссии, лежащей на историках права.