Дата публикации: 11.06.2025

Игорь Андреевич Исаев — человек, ученый, гражданин. Штрихи к портрету

Аннотация

Статья посвящена юбилею выдающегося современного историка права, заслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора юридических наук, профессора Исаева Игоря Андреевича. Сделан акцент на его личных человеческих качествах, которые в конечном счете и обусловили его статус в современной юридической науке вообще и историко-правовой в частности. Материал, изложенный в статье, отражает личное восприятие автором юбиляра, сформированное на протяжении длительного периода времени.




Юбилейные дни рождения — особые. Причем во многих смыслах этого слова. На самого юбиляра и на тех, кто его окружает, выпадает много хлопот, обязанностей, различного рода мероприятий. Одно не подлежит сомнению: мимо юбилея пройти нельзя. Тем более если идет речь о таком замечательном человеке, как Игорь Андреевич Исаев. Есть соблазн писать о нем как о коллеге. Тем не менее это было бы с моей стороны несколько фамильярно. По многим причинам.

Лично мне довелось наблюдать Игоря Андреевича за лекторской трибуной во время обучения во Всесоюзном юридическом заочном институте. Я не знаю, как воспринимают нас студенты сегодня. Многое изменилось. Дистанция между преподавателем и студентом настолько сократилась, что со стороны может показаться неясным, кто есть кто. Судя по тем оценкам, которые имеют место на различных интернет-площадках, современная молодежь особенно не связывает себя ни этическими, ни моральными нормами. В советском обществе отношения преподавателя и студента были не просто иными. Я бы даже осмелился сказать, что они были принципиально противоположными. Тогда никакой «студентоцентричной» модели образования не было. Все понимали, на чем, собственно говоря, строилась система отношений в вузе.

В институте было много ярких, харизматичных преподавателей, хотя слово «харизма» еще не было таким распространенным, как сейчас. Многие их них были широко известными учеными и практиками не только в стране, но и за ее пределами. Преподавательский состав ВЮЗИ — это вообще тема отдельного разговора. На каждой кафедре были такие корифеи науки, что буквально дух захватывало. Ты мог воочию наблюдать автора (авторов) учебника, по которому училась вся страна. Опять же, современный молодой человек вряд ли это поймет в том контексте, который был свойственен советскому времени. Это сейчас, не успев получить диплом доктора наук, а то и кандидата, многие без тени сомнения ваяют учебные издания, приумножая ими сотни других. В советские времена поручали писать учебники только тем, кто мог это сделать на должном уровне. Был своего рода культ его величества Автора. На него смотрели как на живую легенду. Иначе и быть не могло в самой читающей стране мира. Причем советские учебники, в том числе и по различным отраслям права, могли сохранять свою актуальность десятилетиями. Законодательство было стабильным, как и динамичное развитие общества. Кто и, главное, зачем придумал это словечко — «застой»? Во всяком случае, никакого застоя в системе юридического образования не было. Из нас готовили правоведов, квалификацию мы получали — «юрист». Сейчас все как-то странно: «Юрист в сфере юриспруденции». Разумеется, не текстуально, а по факту. Можно провести аналогию с любопытным лозунгом недолгой эпохи Ю. Андропова «Экономика должна быть экономной». Самое любопытное заключается в том, что придумал его А. Бовин, который по праву занимал достойное место среди советской интеллектуальной элиты.

И тем не менее Игорь Андреевич Исаев выделялся из преподавательского состава. Как лектор он не уступал златоустам ВЮЗИ — Э.Л. Розину, В.А. Рясенцеву, П.И. Гришаеву, П.А. Лупинской, З.М. Черниловскому и другим. Разумеется, я не всех слышал, поскольку потоки были различными. Может, кого-то и упустил.


Остальные статьи