Дата публикации: 29.05.2025

Историко-правовой анализ развития института односторонних ограничительных мер в международном воздушном праве

Аннотация

Цель. Постановка проблемы наличия односторонних ограничительных мер в сфере авиации, их влияния на развитие универсальных международно-правовых норм в сфере воздушных сообщений. Проведение историкоправового анализа развития института односторонних ограничительных мер в международном воздушном праве. Рассматривается эволюция международных норм, регулирующих применение санкций в гражданской авиации, начиная с первых международных соглашений, таких как Парижская конвенция 1919 г., и заканчивая Чикагской конвенцией 1944 г. Особое внимание уделяется правомерности введения таких мер в обход Совета Безопасности ООН и их влиянию на международные авиационные перевозки. Проанализированы случаи применения односторонних санкций различными государствами с 1970-х годов, включая санкционную политику периода холодной войны и современные ограничения, касающиеся воздушного пространства и авиаперевозок Российской Федерации. Методология: диалектика, моделирование, формально-юридический метод. Выводы. Односторонние ограничительные меры в международном воздушном праве противоречат основным принципам Чикагской конвенции, направленным на развитие гражданской авиации и обеспечение свободного воздушного сообщения между государствами. Научная и практическая значимость. Статья направлена на обобщение проблематики наличия односторонних ограничительных мер в сфере авиации, анализ международно-правовых норм в их применении к нормативно-правовому регулированию гражданской авиации.




Введение. Историко-правовой анализ развития института односторонних ограничительных мер в международном воздушном праве — это сложная и многослойная тема, включающая как эволюцию международных правовых норм, так и практические механизмы, с помощью которых государства используют односторонние санкции и ограничения в отношении других государств или авиакомпаний.

 Односторонние санкции все чаще используются государствами для достижения своих политических, экономических или социально-культурных целей. Международное сообщество хорошо осведомлено о том, что Устав Организации Объединенных Наций (далее — Устав ООН) устанавливает и гарантирует строгий порядок применения санкций в отношении государств, нарушающих нормы, закрепленные в Уставе и других международных договорах. Согласно ст. 41 Устава ООН, Совет Безопасности обладает полномочиями принимать решения о введении необходимых мер для обеспечения исполнения своих решений. В этой же статье указано, что возможные меры могут включать полный или частичный разрыв экономических связей, а также приостановку различных видов транспортного сообщения, включая воздушное.

Таким образом, только Совет Безопасности, как один из главных органов ООН, наделен полномочиями по введению ограничительных мер по собственному усмотрению и решению. Иным главным органам ООН, а также специализированным и вспомогательным органам такие полномочия не предоставлены. Более того, полномочия по введению ограничительных мер не даны и государствам как непосредственным участникам международных отношений и акторам международного правопорядка, инициаторами установления которого они являлись на рубеже 1944–1945 гг.

Тем не менее с 1970-х годов некоторые государства и интеграционные объединения начали проводить политику введения ограничительных мер, которые получили наименование «односторонние ограничительные меры», «санкции», «санкционные ограничения». Повсеместное применение таких мер растет из года в год и затрагивает самые различные сферы общественных отношений, в том числе экономические отношения и транспортные сообщения различными видами транспорта.

 Актуальность исследования, связанного с применением односторонних ограничительных мер, во многом обусловлена современными реалиями, когда действия отдельных государств осложняют движение воздушных судов в мировом воздушном пространстве. Важно отметить, что на 41-й Ассамблее Международной организации гражданской авиации Российская Федерация представила рабочий документ № A41-WP/456, в котором выразила свою позицию относительно несоответствия односторонних ограничительных мер, касающихся международной гражданской авиации, положениям Конвенции о международной гражданской авиации (Чикагской конвенции). В документе особо подчеркивается, что право на установление санкций принадлежит исключительно Совету Безопасности ООН, а введение мер в обход Совета Безопасности подрывает авторитет этого института, которому данное полномочие предоставлено.

Список литературы

1. Abeyratne, R. Air Transport and Pandemic Law / R. Abeyratne. Springer, 2018. 206 p.
2. Bali, M. How to Simulate International Economic Sanctions: A Multipurpose Index Modelling Illustrated with EU Sanctions Against Russia / M. Bali, N. Rapelanoro // International Economics. 2021. Vol. 168. P. 25–39.
3. Bali, M. Impacts of EU Sanctions Levied in 2014 on Individual European Countries’ Exports to Russia: Winners and Losers / M. Bali [et al.] // Eastern Economic Journal. 2024. Vol. 50. Iss. 2. P. 154–194.
4. Bartlik, M. The Impact of EU Air Transport Liberalisation on Air Passenger Rights / M. Bartlik. Routledge, 2015. 356 p.
5. Beaucillon, C. Research Handbook on Unilateral and Extraterritorial Sanctions / C. Beaucillon. Edward Elgar Publishing, 2011. 506 p.
6. Bělín, M. Which Sanctions Matter? Analysis of the EU/Russian Sanctions of 2014 / M. Bělín, J. Hanousek. Journal of Comparative Economics. 2021. Vol. 49. Iss. 1. P. 244–237.
7. Cheng, B. Studies in International Air Law / B. Cheng. Oxford University Press, 2017. 896 p.
8. Dempsey, P.S. Public International Air Law / P.S. Dempsey. Wolters Kluwer, 2017. 816 p.
9. Havel, B.F. The Principles and Practice of International Aviation Law / B.F. Havel, G. Sanchez. Cambridge University Press. 2014. 462 p.
10. Kawashima, F. Trade Sanctions Against Russia and Their WTO Consistency: Focusing on Justification under National Security Exceptions / F. Kawashima // International Community Law Review. 2024. Vol. 26. Iss. 1–2. Special Issue: The War in Ukraine and Inter
11. Lukaszewicz, A. Air Law and Policy in the European Union and Its Member States / A. Lukaszewicz. Edward Elgar Publishing, 2020. 320 p.
12. Timofeev, I. EU Anti-Russian Sanctions (Restrictive Measures): Compliance with International Law / I. Timofeev // Herald of the Russian Academy of Sciences. 2022. Vol. 92. Iss. 2. P. 123–131.

Остальные статьи