Историко-правовой анализ развития института односторонних ограничительных мер в международном воздушном праве
Аннотация
Цель. Постановка проблемы наличия односторонних ограничительных мер в сфере авиации, их влияния на развитие универсальных международно-правовых норм в сфере воздушных сообщений. Проведение историкоправового анализа развития института односторонних ограничительных мер в международном воздушном праве. Рассматривается эволюция международных норм, регулирующих применение санкций в гражданской авиации, начиная с первых международных соглашений, таких как Парижская конвенция 1919 г., и заканчивая Чикагской конвенцией 1944 г. Особое внимание уделяется правомерности введения таких мер в обход Совета Безопасности ООН и их влиянию на международные авиационные перевозки. Проанализированы случаи применения односторонних санкций различными государствами с 1970-х годов, включая санкционную политику периода холодной войны и современные ограничения, касающиеся воздушного пространства и авиаперевозок Российской Федерации. Методология: диалектика, моделирование, формально-юридический метод. Выводы. Односторонние ограничительные меры в международном воздушном праве противоречат основным принципам Чикагской конвенции, направленным на развитие гражданской авиации и обеспечение свободного воздушного сообщения между государствами. Научная и практическая значимость. Статья направлена на обобщение проблематики наличия односторонних ограничительных мер в сфере авиации, анализ международно-правовых норм в их применении к нормативно-правовому регулированию гражданской авиации.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юридическое образование и наука № 05/2025 |
Страницы | 41-45 |
DOI | 10.18572/1813-1190-2025-5-41-45 |
Введение. Историко-правовой анализ развития института односторонних ограничительных мер в международном воздушном праве — это сложная и многослойная тема, включающая как эволюцию международных правовых норм, так и практические механизмы, с помощью которых государства используют односторонние санкции и ограничения в отношении других государств или авиакомпаний.
Односторонние санкции все чаще используются государствами для достижения своих политических, экономических или социально-культурных целей. Международное сообщество хорошо осведомлено о том, что Устав Организации Объединенных Наций (далее — Устав ООН) устанавливает и гарантирует строгий порядок применения санкций в отношении государств, нарушающих нормы, закрепленные в Уставе и других международных договорах. Согласно ст. 41 Устава ООН, Совет Безопасности обладает полномочиями принимать решения о введении необходимых мер для обеспечения исполнения своих решений. В этой же статье указано, что возможные меры могут включать полный или частичный разрыв экономических связей, а также приостановку различных видов транспортного сообщения, включая воздушное.
Таким образом, только Совет Безопасности, как один из главных органов ООН, наделен полномочиями по введению ограничительных мер по собственному усмотрению и решению. Иным главным органам ООН, а также специализированным и вспомогательным органам такие полномочия не предоставлены. Более того, полномочия по введению ограничительных мер не даны и государствам как непосредственным участникам международных отношений и акторам международного правопорядка, инициаторами установления которого они являлись на рубеже 1944–1945 гг.
Тем не менее с 1970-х годов некоторые государства и интеграционные объединения начали проводить политику введения ограничительных мер, которые получили наименование «односторонние ограничительные меры», «санкции», «санкционные ограничения». Повсеместное применение таких мер растет из года в год и затрагивает самые различные сферы общественных отношений, в том числе экономические отношения и транспортные сообщения различными видами транспорта.
Актуальность исследования, связанного с применением односторонних ограничительных мер, во многом обусловлена современными реалиями, когда действия отдельных государств осложняют движение воздушных судов в мировом воздушном пространстве. Важно отметить, что на 41-й Ассамблее Международной организации гражданской авиации Российская Федерация представила рабочий документ № A41-WP/456, в котором выразила свою позицию относительно несоответствия односторонних ограничительных мер, касающихся международной гражданской авиации, положениям Конвенции о международной гражданской авиации (Чикагской конвенции). В документе особо подчеркивается, что право на установление санкций принадлежит исключительно Совету Безопасности ООН, а введение мер в обход Совета Безопасности подрывает авторитет этого института, которому данное полномочие предоставлено.