Сколько квалификаций можно скроить из одной образовательной программы? К вопросу о разработке нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования
Аннотация
Цель. Проанализировать в дискуссионной форме основные аспекты предлагаемой модели реформирования отечественного высшего образования, в том числе возможность реализации в образовательной программе нескольких квалификаций, как это предусматривает Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Методология: в процессе написания статьи использовались следующие методы: анализ, синтез, сопоставление, системный подход, формально-юридический. Выводы. Предлагаемая Минобрнауки России модель реформирования высшего образования является продолжением курса на фактическое сохранение Болонской двухуровневой системы и ведет к деградации высшего образования. Возможность реализации в образовательной программе нескольких квалификаций, не регламентированная на законодательном уровне должным образом, создает условия для профанации качества образования. Научная и практическая значимость. Проведенное исследование позволяет привлечь внимание юридического экспертного сообщества к проблеме реформирования российского высшего образования, к поиску оптимальной модели подлинно суверенной, национально ориентированной системы юридического образования.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юридическое образование и наука № 05/2025 |
Страницы | 15-20 |
DOI | 10.18572/1813-1190-2025-5-15-20 |
В рамках обсуждения новой модели высшего образования важно провести ревизию, анализ и оценку нововведений, реализованных в годы, предшествующие коренному изменению курса нашего государства в области образовательной политики.
Часть 8.1 ст. 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», введенная Федеральным законом от 26 мая 2021 г. № 144-ФЗ, установила возможность одновременного получения обучающимися по программам высшего образования нескольких квалификаций. Это положение было конкретизировано в п. 1.7 Макета федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (далее — Макет ФГОС ВО), который был предложен в мае 2023 г. Минобрнауки России федеральным учебно-методическим объединениям по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки (далее — ФУМО) в качестве основы для разработки федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (далее — ФГОС ВО), на основе которых осуществляется в настоящее время пилотный эксперимент по апробации новой структуры уровней высшего образования.
При разработке образовательной программы с учетом возможности одновременного получения обучающимися нескольких квалификаций образовательная организация должна исходить из квалификаций, указанных в Перечнях специальностей и направлений подготовки высшего образования, квалификаций квалифицированного рабочего, служащего, указанных в Перечне профессий среднего профессионального образования (далее — Перечни), а также квалификаций, которые формируются по итогам реализации программ дополнительного профессионального образования, и квалификаций, которые размещаются в том числе в Реестре сведений о проведении независимой оценки квалификаций. При этом данные дополнительные квалификации могут быть отнесены к одной или нескольким (!) направлениям по соответствующим уровням профессионального образования или к укрупненным группам направлений (специальностей) (далее — УГСН), а также к области (областям) и виду (видам) профессиональной деятельности.
То есть одновременно с основной квалификацией, установленной для данной специальности (направления подготовки) Перечнем специальностей и направлений подготовки высшего образования, образовательная организация может теперь реализовывать дополнительно еще несколько квалификаций:
— высшего образования;