Дата публикации: 29.05.2025

Понятие «сельскохозяйственная организация» в законодательстве о несостоятельности (банкротстве) Российской Федерации

Аннотация

В статье обоснована необходимость изменения понятия «сельскохозяйственная организация» в законе от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве), проведен анализ критериев отнесения юридических лиц к сельскохозяйственным организациям, признаков и особенностей процедур их банкротства. С целью улучшения процедур несостоятельности (банкротства) сельскохозяйственных организаций в этой статье были предложены варианты решения указанных вопросов.




Согласно опубликованному ООН докладу «Положение дел в области продовольственной безопасности и питания в мире» в 2023 г. число голодающих составляло примерно 733 млн человек. Сельское хозяйство является одним из ключевых элементов национальной безопасности. В связи с этим к деятельности сельскохозяйственных организаций требуется особый подход.

С целью сохранения и роста потенциала сельскохозяйственных предприятий государство стимулирует их экономическую деятельность за счет снижения налоговой нагрузки и предоставления субсидий. В частности, для сельхозтоваропроизводителей в Российской Федерации действуют пониженные ставки налога на прибыль и НДС. Несмотря на это, сельскохозяйственные предприятия достаточно часто попадают в сложные финансово-экономические ситуации в результате неблагоприятных климатических условий, природных катаклизмов, болезней животных и птиц.

Для защиты интересов оказавшихся в сложной экономической ситуации предприятий, а также сохранения объемов производства и переработки сельхозпродукции, законодатель уделил вопросам несостоятельности (банкротства) сельскохозяйственных организаций внимание в ст. 177–179 Закона о банкротстве, предоставив льготы в рамках рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве). С целью улучшения финансово- экономических условий сельскохозяйственных предприятий Федеральным законом от 29 мая 2024 г. № 107-ФЗ была увеличена минимальная сумма задолженности организации, необходимая для возбуждения процедуры банкротства. Вышеуказанные вопросы ранее поднимались в научном сообществе.

В некоторых странах также существуют льготы сельхозтоваропроизводителям. Например, глава 12 Закона о банкротстве Соединенных Штатов Америки предоставляет фермерам и рыбакам, ведущим семейный бизнес, рассрочку оплаты долгов сроком до 5 лет. При этом фермеры и рыбаки должны соответствовать определенным критериям для того, чтобы воспользоваться предоставляемыми льготами. В частности, не менее 50% выручки фермерского (рыболовного хозяйства) за последний налоговый год должно быть связано с сельскохозяйственной деятельностью.

В связи с вышесказанным вопросы несостоятельности (банкротства) в сельском хозяйстве требуют взвешенного подхода, а правильное определение понятия «сельскохозяйственная организация» в рамках Закона о банкротстве имеет теоретическое и практическое значение. По нашему мнению, категорию «сельскохозяйственная организация» следует рассматривать с правовой и экономической точек зрения.

Список литературы

1. Жданова О.В. Банкротство сельскохозяйственных предприятий: актуальные проблемы современности / Жданова О.В. // Вестник АПК Ставрополья. 2011. № 2 (2). С. 65–67.
2. Загидуллин М.Р. Актуальные проблемы несостоятельности (банкротства) сельскохозяйственных организаций / М.Р. Загидуллин, А.А. Фахрутдинов // Вестник гражданского процесса. 2023. Т. 13. № 5. С. 338–351.
3. Ковальчук М.Д. К вопросу о несовершенстве правового регулирования несостоятельности (банкротства) сельскохозяйственных организаций в России / М.Д. Ковальчук, С.В. Тычинин // Эпомен. 2020. № 40. С. 201–207.

Остальные статьи