Понятие «сельскохозяйственная организация» в законодательстве о несостоятельности (банкротстве) Российской Федерации
Аннотация
В статье обоснована необходимость изменения понятия «сельскохозяйственная организация» в законе от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве), проведен анализ критериев отнесения юридических лиц к сельскохозяйственным организациям, признаков и особенностей процедур их банкротства. С целью улучшения процедур несостоятельности (банкротства) сельскохозяйственных организаций в этой статье были предложены варианты решения указанных вопросов.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Арбитражный и гражданский процесс № 06/2025 |
Страницы | 41-44 |
DOI | 10.18572/1812-383X-2025-5-41-44 |
Согласно опубликованному ООН докладу «Положение дел в области продовольственной безопасности и питания в мире» в 2023 г. число голодающих составляло примерно 733 млн человек. Сельское хозяйство является одним из ключевых элементов национальной безопасности. В связи с этим к деятельности сельскохозяйственных организаций требуется особый подход.
С целью сохранения и роста потенциала сельскохозяйственных предприятий государство стимулирует их экономическую деятельность за счет снижения налоговой нагрузки и предоставления субсидий. В частности, для сельхозтоваропроизводителей в Российской Федерации действуют пониженные ставки налога на прибыль и НДС. Несмотря на это, сельскохозяйственные предприятия достаточно часто попадают в сложные финансово-экономические ситуации в результате неблагоприятных климатических условий, природных катаклизмов, болезней животных и птиц.
Для защиты интересов оказавшихся в сложной экономической ситуации предприятий, а также сохранения объемов производства и переработки сельхозпродукции, законодатель уделил вопросам несостоятельности (банкротства) сельскохозяйственных организаций внимание в ст. 177–179 Закона о банкротстве, предоставив льготы в рамках рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве). С целью улучшения финансово- экономических условий сельскохозяйственных предприятий Федеральным законом от 29 мая 2024 г. № 107-ФЗ была увеличена минимальная сумма задолженности организации, необходимая для возбуждения процедуры банкротства. Вышеуказанные вопросы ранее поднимались в научном сообществе.
В некоторых странах также существуют льготы сельхозтоваропроизводителям. Например, глава 12 Закона о банкротстве Соединенных Штатов Америки предоставляет фермерам и рыбакам, ведущим семейный бизнес, рассрочку оплаты долгов сроком до 5 лет. При этом фермеры и рыбаки должны соответствовать определенным критериям для того, чтобы воспользоваться предоставляемыми льготами. В частности, не менее 50% выручки фермерского (рыболовного хозяйства) за последний налоговый год должно быть связано с сельскохозяйственной деятельностью.
В связи с вышесказанным вопросы несостоятельности (банкротства) в сельском хозяйстве требуют взвешенного подхода, а правильное определение понятия «сельскохозяйственная организация» в рамках Закона о банкротстве имеет теоретическое и практическое значение. По нашему мнению, категорию «сельскохозяйственная организация» следует рассматривать с правовой и экономической точек зрения.