Дата публикации: 22.05.2025

Острые проблемы конкуренции цифровых платформ на примере исследования поисковых систем

Аннотация

Рынок поисковых систем является одним из самых монополизированных цифровых рынков. Мы застали этап формирования обширной практики рассмотрения антимонопольных дел в отношении Google и на сегодняшний день можем выделить ряд вопросов, требующих теоретического обоснования: границы взаимозаменяемости сервисов поисковых систем; дифференциация регулирования цифровых сервисов.




Введение

На сегодняшний день рынок сервисов общего поиска — монополизированная площадка безотносительно того, о какой стране идет речь. Так, по состоянию на 30 сентября 2020 г. Яндекс и Google занимают коллективное доминирующее положение на товарном рынке оказания услуг общего поиска в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Данная работа преследует цель затронуть наиболее острые вопросы современной практики рассмотрения антимонопольных дел и выстраивания нового регулирования цифровых платформ на примере поисковых систем в силу их особой роли в структуре цифровой реальности.

Неочевидная трудность понимания термина «поисковая система»

Интуитивно любой уверенный пользователь ПК представляет, что такое поисковая система. Некоторые правопорядки закрепляют данное понятие или стремятся к этому, например, Европейский союз (Digital markets Act вступил в силу в 2023 г.), а также Великобритания, Турция, Индия (разработаны законопроекты). На самом деле поисковую систему можно интерпретировать по-разному. Выбор зависит от того, как мы определим границы рынка. От определения рассматриваемого рынка также зависят правильность определения рыночных долей и оценка риска наложения оборотного штрафа за злоупотребление доминирующим положением. В цифровой реальности определить рынок не так просто. Очень часто приходится иметь дело с «нулевой ценой», т.е. предоставлением покупателям товара без встречного предоставления. Такие правоотношения на товарном рынке не освобождены от антимонопольного регулирования, что в РФ подтверждается п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 4 марта 2021 г. № 2. Предоставление поискового сервиса конечным пользователям осуществляется безвозмездно, в то время как отношения оператора платформы и хозяйствующих субъектов в рамках аукционов на реклама-место на странице поисковой выдачи являются возмездными. Поисковая система является частным случаем многостороннего рынка, на котором для конечных пользователей устанавливается «нулевая цена», а извлечение дохода происходит за счет платежей других групп пользователей. Многосторонние рынки также входят в сферу антимонопольного регулирования.

В случае с «нулевой ценой» остро встает вопрос метода определения границ рынка. Тест гипотетического монополиста (SSNIP) неприменим. Какой же выход из этой ситуации? В публичной дискуссии многие в качестве альтернативы приводят тест гипотетического снижения качества (SSNDQ). Одним из ранних дел, в котором суд вышестоящей инстанции указал на ошибочность применения SSNIP-теста, было дело Qihoo v. Tencent. Верховный народный суд Китая указал, что даже небольшое увеличение цены с нулевой отметки будет непоказательным для целей SSNIP-теста, так как в любом случае является значительным и изменит принцип работы рассматриваемой бизнес-модели. Для целей SSNDQ-теста в расчет были приняты следующие факторы: характеристики продукта, функционал, качество, сложность приобретения продукта и т.д.

Список литературы

1. Башлаков-Николаев И.В. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации о применении судами антимонопольного законодательства : научно-практический комментарий / И.В. Башлаков-Николаев, С.В. Максимов. Москва : Проспект, 2022. 183 с.
2. Хохлов Е.С. Злоупотребление доминирующим положением : учебное пособие / Е.С. Хохлов. Москва : Статут, 2024. 462 с.
3. Bougette, P. Ex-ante versus ex-post in competition law enforcement: blurred boundaries and economic rationale. GREDEG WP / P. Bougette, O. Budzinski, F. Marty // Université Côte d'Azur. 2024. Vol. 2024–18. P. 1–39.
4. Hovenkamp, H. Antitrust market definition: the hypothetical monopolist and Brown Shoe / H. Hovenkamp // University of Pennsylvania, Institute for Law & Economics Research Paper. 2024. Vol. 24–13. P. 1–6.

Остальные статьи