Дата публикации: 22.05.2025

Правовое регулирование электронной торговли в государствах — участниках СНГ

Аннотация

Статья посвящена сравнительному анализу законодательства государств — участников СНГ об электронной торговле, на основе которого авторы классифицируют законодательные подходы разных стран на несколько групп в зависимости от законодательной модели правового регулирования электронной торговли, выявляют пробелы и тенденции развития действующего законодательства, а также проблемы правоприменения. Сделаны выводы об отсутствии единообразия в правовом регулировании электронной торговли, что проявляется как в отличиях применяемых терминов, так и в формулировке определенных дефиниций и правил, о продолжающемся формировании отдельных рынков электронной торговли в некоторых странах СНГ, а также предпринята попытка отграничить электронную торговлю от торговли на электронной площадке.




Законодательство об электронной торговле в странах СНГ в настоящее время находится на разных этапах развития. Условно все национальные законодательства можно разделить на две группы.

В первую группу следует отнести законодательства тех государств — участников СНГ, в которых приняты специальные законы об электронной торговле или электронной коммерции. Интерес к специальному законотворчеству в указанной сфере пережил несколько пиков. Первый из них пришелся на начало 2000-х годов, когда в период 2004–2005 годов были приняты первые специальные законы на территории СНГ, в частности Закон Азербайджанской Республики от 10 мая 2005 г. № 908-IIГ «Об электронной торговле», Закон Республики Молдова от 22 июля 2004 г. № 284-XV «Об электронной торговле», Закон Республики Узбекистан от 29 апреля 2004 г. № 613-II «Об электронной коммерции». Второй пик интереса к правовому регулированию электронной торговли мы переживаем сегодня. Так, 22 декабря 2021 г. был принят закон «Об электронной торговле» № 154 в Кыргызской Республике, а 24 декабря 2022 г. закон «Об электронной торговле» № 1921 принят в Таджикистане. В перерыве между указанными волнами законотворческого интереса в 2015 г. был принят закон «Об электронной коммерции» от 3 сентября 2015 г. № 675-VIII в Украине. Все указанные нормативно-правовые акты отличаются по структуре, концептуальным подходам, используемой терминологии. В частности, на территории СНГ используется несколько терминов для обозначения одного и того же понятия (электронная торговля и электронная коммерция), что проявляется в том числе и в названиях нормативных актов, кроме того, не отличаются единообразием и сами легальные дефиниции, определяющие указанные понятия. Так, ни в одном законе, принятом в государствах — участниках СНГ, не повторяется определение электронной торговли из законодательства другого государства — участника СНГ. Хотя общий смысл и даже перечисляемые в дефиниции признаки могут быть одни и те же, формулировка нормы дефиниции всегда отличается от любой другой, также содержащей понятие электронной торговли. В правовой доктрине также не сформировано общепризнанного определения, хотя в целом все авторы выделяют такие признаки, как торговый, коммерческий и рисковый характер, использование информационно-коммуникационных технологий, особые способы исполнения и платежей.

Принятие в 2008 г. Модельного закона для государств — участников СНГ «Об электронной торговле» не смогло в корне изменить ситуацию. Ни его понятийно-терминологический аппарат, ни структура не были повторены даже в более поздних законах об электронной торговле, принятых на территории СНГ. При этом следует отметить, что, несмотря на наименование, данный Модельный закон посвящен не столько электронной торговле, сколько электронному сообщению, что отражено и в его структуре, и в содержании. Поэтому в 2022 г. была предпринята попытка проанализировать имеющиеся нормы и изложить Модельный закон в новой редакции. В литературе отмечается наличие целого ряда пробелов действующей редакции Модельного закона, требующих устранения.

Во вторую условную группу можно включить законодательство тех стран СНГ, в которых вопросы электронной торговли включены в нормативные акты, регулирующие торговую деятельность в целом. В данную группу относятся законодательства Российской Федерации, Республики Казахстан, Республики Беларусь. При этом создание специального законодательства, регулирующего сферу электронной торговли, является актуальным вопросом и для этих стран. Так, неоднократные попытки принятия специального закона предпринимались в России. Один за другим были представлены на рассмотрение два проекта — в 2000 и 2006 годах, но оба были отклонены позднее. Первый — в 2004 г. по причине повторения в нем норм иных нормативных актов, уже урегулировавших общественные отношения, явившиеся предметом данного закона. А второй — в 2011 г. по причине расхождений с уже действующим законодательством.

Список литературы

1. Ашуров З.А. Вопросы совершенствования правовых основ электронной коммерции в Узбекистане при регулировании цифровизации экономических отношений / З.А. Ашуров // Цифровые технологии и право : материалы I Международной научно-практической конференции (г. Ка
2. Димитрова О.П. К вопросу о понятии и сущности электронной торговли / О.П. Димитрова // Шаг в науку. 2020. № 3. С. 81–83.
3. Правовое регулирование электронной торговли в зарубежных странах : монография / ответственные редакторы Н.Г. Семилютина, О.А. Терновая. Москва : Юридическая фирма «Контракт», 2019. 272 с.
4. Сизякин В.С. Электронная торговля: общие характеристики и гражданско-правовое регулирование / В.С. Сизякин // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 6–3 (45). С. 166–170.
5. Суворов Е.Д. Некоторые проблемы электронной торговли: к вопросу об ответственности владельцев агрегаторов перед потребителями / Е.Д. Суворов // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. 2019. № 9. С. 57–67.
6. Zhumadilova, M.A. The essence of electronic commerce and electronic transactions / M.A. Zhumadilova, Ye.Sh. Dussipov, M.K. Zhussupbekova // Вестник Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева. Серия : Право. 2020. № 3 (132). С. 44–56.

Остальные статьи