Дата публикации: 22.05.2025

Участие госкорпорации «ВЭБ.РФ» в предпринимательской деятельности: отдельные вопросы правового регулирования

Аннотация

Анализируется предпринимательская деятельность федерального института развития «ВЭБ.РФ» с учетом регулирования его деятельности специальным Федеральным законом «О государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ». Рассматривается право некоммерческой организации на приносящую доходы деятельность, а также на предпринимательскую деятельность. Делается вывод о многоаспектности предпринимательской деятельности госкорпорации развития «ВЭБ.РФ», в том числе несоответствия организационно-правовой формы государственной корпорации функциям института развития.




Вопрос о предпринимательской деятельности федеральных институтов развития требует обращения к основным положениям части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), так как, исходя из предмета правового регулирования гражданского законодательства, предпринимательская деятельность юридических лиц — это прерогатива частноправового регулирования, основным источником которого является «экономическая конституция России». Обоснованием данного утверждения являются несколько обстоятельств. Во-первых, федеральные институты развития функционируют в экономическом обороте как юридические лица в различных организационно-правовых формах (коммерческой направленности — акционерные общества, а также некоммерческой — фонды, государственные корпорации и иные организации), во-вторых, данные субъекты являются участниками разнообразных гражданских и предпринимательских правоотношений, в-третьих, в ст. 2 ГК РФ закреплено положение, что отношения с участием субъектов предпринимательской деятельности регулируются гражданским законодательством, в-четвертых, пункт 4 ст. 50 ГК РФ предусматривает возможность для некоммерческих организаций, в рамках уставной деятельности и для достижения цели создания некоммерческой организации, осуществлять приносящую доход деятельность, в Федеральном законе «О некоммерческих организациях» сохранено положение о возможности некоммерческих организаций осуществлять как предпринимательскую деятельность, так и деятельность, приносящую доходы. Ранее абз. 2 пункта 3 ст. 50 ГК РФ, до внесения изменений Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ содержал положение, что «некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям».

Имеющиеся теоретические разногласия относительно содержания понятий «деятельность, приносящая доходы» и «предпринимательская деятельность, направленная на получение прибыли», прослеживается в ряде научных работ. Так, Скворцова Т.А. обращает внимание, что «существование различной терминологии для обозначения схожих явлений и существующая терминологическая путаница не добавляют определенности в систему правовой регламентации хозяйственной деятельности некоммерческих организаций». Абросимова Е.А. считает, что «в современный период развития можно с уверенностью говорить о необходимости разработки комплексной концепции участия юридических лиц, созданных как НКО, в развитии экономического потенциала страны».

Вместе с тем, анализируя право на предпринимательскую деятельность некоммерческих организаций, необходимо понимать, что цель их создания направлена на результат в социально-культурной сфере, в связи с чем законодатель и ограничивает возможность их хозяйственной деятельности путем иного содержания уставных задач. Даже при условии получения дохода от приносящей доход деятельности некоммерческая организация не должна идти по пути коммерциализации деятельности и максимизации дохода. Как отмечает Д.И. Степанов, «законодатель рассматривает НКО как юридическое лицо, призванное реализовать те или иные общественно полезные цели, далекие от жажды наживы, стремления к стяжательству и обогащению».

В нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность федеральных институтов развития, не акцентируется внимание, что основная цель их деятельности связана с получением прибыли, деятельность данных юридических лиц направлена на обеспечение взаимодействия между государством и иными субъектами посредством государственного участия в реализации инновационной и инвестиционной деятельности. Вместе с тем федеральные институты развития являются активными участниками предпринимательских отношений, что позволяет их отнести к особым субъектам предпринимательской деятельности. Подобная точка зрения высказана и Кузнецовым С.В., который считает, что «банки развития являются особыми субъектами предпринимательской деятельности и одновременно специальными инструментами государственного регулирования экономики. Их деятельность является многофункциональной и многоцелевой, а правовая природа — комплексной».

Список литературы

1. Абросимова Е.А. Некоммерческие организации в экономике: проблемы правового регулирования / Е.А. Абросимова // Журнал российского права. 2016. № 1. С. 9–13.
2. Егорова М.А. К вопросу о правовом статусе саморегулируемых организаций в Российской Федерации / М.А. Егорова // Право и экономика. 2016. № 5. С. 11–22.
3. Канунникова Н.Г. К вопросу о государственной корпорации как форме некоммерческой организации / Н.Г. Канунникова // Безопасность бизнеса. 2021. № 2. С. 3–5.
4. Комментарий к Федеральному закону от 17 мая 2007 г. № 82-ФЗ «О банке развития» (постатейный) / под редакцией В.А. Вайпана. Москва : Юстицинформ, 2009. 200 с.
5. Кузнецов С.В. Правовая природа банка развития и его деятельности / С.В. Кузнецов // Банковское право. 2019. № 4. С. 52–59.
6. Ручкина Г.Ф. К вопросу о соответствии понятия «предпринимательская деятельность» современным тенденциям, направленным на устойчивое развитие Российской Федерации / Г.Ф. Ручкина // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2023. № 11 (266). С. 86–94.
7. Саркисов А.К. Государственные корпорации и государственные компании в законодательстве Российской Федерации / А.К. Саркисов // Административное и муниципальное право. 2010. № 2. С. 36–42.
8. Скворцова Т.А. Правовое регулирование предпринимательской и иной хозяйственной деятельности некоммерческих организаций / Т.А. Скворцова // Хозяйство и право. 2023. № 6. С. 40–49.
9. Степанов Д.И. В поисках критерия разграничения юридических лиц на два типа и принципа обособления некоммерческих организаций / Д.И. Степанов // Вестник гражданского права. 2007. № 3. С. 13–60.
10. Суханов Е.А. О гражданской правосубъектности государственных юридических лиц / Е.А. Суханов // Журнал российского права. 2018. № 1. С. 5–15.
11. Филиппова С.Ю. Имущественная обособленность как признак юридического лица: теория и практика (по страницам классики и судебных актов) / С.Ю. Филиппова, И.С. Шиткина // Закон. 2024. № 8. С. 146–164.

Остальные статьи