Участие госкорпорации «ВЭБ.РФ» в предпринимательской деятельности: отдельные вопросы правового регулирования
Аннотация
Анализируется предпринимательская деятельность федерального института развития «ВЭБ.РФ» с учетом регулирования его деятельности специальным Федеральным законом «О государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ». Рассматривается право некоммерческой организации на приносящую доходы деятельность, а также на предпринимательскую деятельность. Делается вывод о многоаспектности предпринимательской деятельности госкорпорации развития «ВЭБ.РФ», в том числе несоответствия организационно-правовой формы государственной корпорации функциям института развития.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Предпринимательское право № 02/2025 |
Страницы | 31-36 |
DOI | 10.18572/1999-4788-2025-2-31-36 |
Вопрос о предпринимательской деятельности федеральных институтов развития требует обращения к основным положениям части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), так как, исходя из предмета правового регулирования гражданского законодательства, предпринимательская деятельность юридических лиц — это прерогатива частноправового регулирования, основным источником которого является «экономическая конституция России». Обоснованием данного утверждения являются несколько обстоятельств. Во-первых, федеральные институты развития функционируют в экономическом обороте как юридические лица в различных организационно-правовых формах (коммерческой направленности — акционерные общества, а также некоммерческой — фонды, государственные корпорации и иные организации), во-вторых, данные субъекты являются участниками разнообразных гражданских и предпринимательских правоотношений, в-третьих, в ст. 2 ГК РФ закреплено положение, что отношения с участием субъектов предпринимательской деятельности регулируются гражданским законодательством, в-четвертых, пункт 4 ст. 50 ГК РФ предусматривает возможность для некоммерческих организаций, в рамках уставной деятельности и для достижения цели создания некоммерческой организации, осуществлять приносящую доход деятельность, в Федеральном законе «О некоммерческих организациях» сохранено положение о возможности некоммерческих организаций осуществлять как предпринимательскую деятельность, так и деятельность, приносящую доходы. Ранее абз. 2 пункта 3 ст. 50 ГК РФ, до внесения изменений Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ содержал положение, что «некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям».
Имеющиеся теоретические разногласия относительно содержания понятий «деятельность, приносящая доходы» и «предпринимательская деятельность, направленная на получение прибыли», прослеживается в ряде научных работ. Так, Скворцова Т.А. обращает внимание, что «существование различной терминологии для обозначения схожих явлений и существующая терминологическая путаница не добавляют определенности в систему правовой регламентации хозяйственной деятельности некоммерческих организаций». Абросимова Е.А. считает, что «в современный период развития можно с уверенностью говорить о необходимости разработки комплексной концепции участия юридических лиц, созданных как НКО, в развитии экономического потенциала страны».
Вместе с тем, анализируя право на предпринимательскую деятельность некоммерческих организаций, необходимо понимать, что цель их создания направлена на результат в социально-культурной сфере, в связи с чем законодатель и ограничивает возможность их хозяйственной деятельности путем иного содержания уставных задач. Даже при условии получения дохода от приносящей доход деятельности некоммерческая организация не должна идти по пути коммерциализации деятельности и максимизации дохода. Как отмечает Д.И. Степанов, «законодатель рассматривает НКО как юридическое лицо, призванное реализовать те или иные общественно полезные цели, далекие от жажды наживы, стремления к стяжательству и обогащению».
В нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность федеральных институтов развития, не акцентируется внимание, что основная цель их деятельности связана с получением прибыли, деятельность данных юридических лиц направлена на обеспечение взаимодействия между государством и иными субъектами посредством государственного участия в реализации инновационной и инвестиционной деятельности. Вместе с тем федеральные институты развития являются активными участниками предпринимательских отношений, что позволяет их отнести к особым субъектам предпринимательской деятельности. Подобная точка зрения высказана и Кузнецовым С.В., который считает, что «банки развития являются особыми субъектами предпринимательской деятельности и одновременно специальными инструментами государственного регулирования экономики. Их деятельность является многофункциональной и многоцелевой, а правовая природа — комплексной».