Дата публикации: 22.05.2025

Правовое регулирование инвестирования в спорт посредством букмекерских контор

Аннотация

Букмекерские конторы как организаторы основанных на риске и игр и пари обязаны осуществлять целевые отчисления на развитие спорта. Правовое регулирование процедуры и размер осуществления финансирования подверглись сильным изменениям с 2021 по 2024 г. В научной статье автор рассматривает ограниченные законодательством сферы инвестирования для букмекерских контор и правовые проблемы общероссийских спортивных федераций и профессиональных лиг.




Легализация деятельности букмекерских контор во многом обусловлена наличием обязанности по целевому отчислению части их прибыли, направляемой на финансирование мероприятий по развитию детско-юношеского и массового спорта. Нормативное закрепление регулирования деятельности букмекерских контор обеспечивается ст. 6.2 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Целью настоящего исследования является рассмотрение становления института регулирования распределения целевых отчислений букмекеров, определение порядка его осуществления и правовых проблем в связи с ограничением количества сфер в российском законодательстве, финансирование посредством целевых отчислений в которые предусмотрено.

Расходная часть букмекерских контор состоит из трех элементов, к которым относятся налоговые отчисления, расходы на трансляцию спортивных событий и целевые отчисления на развитие профессионального и детско-юношеского спорта. Рассмотрим более подробно регулирование распределения целевых отчислений, предназначенных для финансирования деятельности спортивных федераций и профессиональных спортивных лиг.

Несмотря на то что основной доход букмекерских контор зависит от ставок на футбол, хоккей и теннис, денежные средства букмекерских контор, согласно законодательству, распределяются между всеми 123 спортивными федерациями и тремя профессиональными спортивными лигами, но в меньших долях и с учетом количества медалей на Олимпийских играх. Контроль за операциями с целевыми отчислениями осуществляет с 1 октября 2021 г. Единый регулятор азартных игр (далее — ЕРАИ), деятельность которого регулируется Федеральным законом от 30 декабря 2020 г. № 493-ФЗ «О публично-правовой компании “Единый регулятор азартных игр”». До 2021 г. букмекерские конторы заключали самостоятельно контракты со спортивными федерациями и перечисляли установленные в договорах суммы денежных средств на финансирование спортивных мероприятий и другие спортивные цели. Единый Центр учета переводов ставок букмекерских контор и тотализаторов (далее — ЦУПИС) контролирует обязательные отчисления букмекерских контор, которые каждый квартал после окончательных расчетов перечисляются в ЕРАИ. Одновременно с созданием ЕРАИ был установлен новый порядок расчета целевых отчислений, которые ранее взимались в размере 5% от доходов букмекерских контор, однако после октября 2021 г. был установлен новый процент — 1,5% от выручки за квартал. Помимо этого, подняли минимальные суммы целевых отчислений за квартал с 15 до 30 миллионов рублей, что обусловлено значительным увеличением количества букмекерских компаний в стране, повышением спроса на спортивный беттинг, увеличением совокупной маржи крупных контор, а также проблемой игровой зависимости у большинства населения Российской Федерации.

В октябре 2023 г. на форуме «Азартные игры: отчисления на спорт» были определены направления по регулированию деятельности букмекерских контор с 2024 г. Так, процент квартальных целевых отчислений решили поднять с 2024 г. с 1,5 до 2% от выручки беттинг-компаний. Помимо этого, было принято решение по изменению порядка распределения средств: вместо 20% решили выделять 30% целевых отчислений на детско-юношеский и массовый спорт. Ранее массовый спорт не входил в категорию, которой выделялись отчисления букмекеров, доказательством данного вывода является «Порядок распределения средств, полученных организаторами спортивных соревнований в виде целевых отчислений от азартных игр, направляемых на финансирование мероприятий по развитию детско-юношеского спорта», утвержденный Приказом Минспорта России от 22 октября 2021 г. № 804, где установлен порядок распределения денежных средств букмекеров только на детско-юношеский спорт.

На официальном сайте Федеральной налоговой службы указано только 16 официально зарегистрированных в ЦУПИС, что порождает правовые проблемы, непосредственно связанные с целевыми отчислениями, так как около 50–70% незарегистрированных компаний не выделяют часть денежных средств на спонсирование общероссийских спортивных федераций и профессиональных лиг. Актуальность данной проблемы не исчезает и сейчас, что обусловливается регистрацией многих компаний в офшорах. Так, государство разрабатывает механизмы по сокращению количества указанных букмекерских контор посредством усиленного контроля со стороны налоговых и иных служб.

Список литературы

1. Пешин Н.Л. К вопросу о развитии экономики спорта, азартных играх и преступном поведении (о некоторых криминологических и правовых проблемах) / Н.Л. Пешин, А.Н. Песков // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2016. № 2. С. 151–162.
2. Сосков К. «Санкции пошли всем на пользу». На форуме в Москве обсудили партнерство государства, спорта и букмекеров / К. Сосков, А. Пахомов // Ведомости. 2023. 4 октября.
3. Фахретдинова А.Б. Спортивный беттинг в социокультурном пространстве современного российского общества / А.Б. Фахретдинова, Д.Р. Насибуллина // Казанский социально-гуманитарный вестник. 2022. № 6 (57). С. 86–91.

Остальные статьи