Дата публикации: 22.05.2025

Гражданско-правовая регламентация соотношения правомочий разработчика и правообладателя на товарный знак

Аннотация

Вопросам природы правомочий автора и правообладателя на используемый в качестве товарного знака объект авторских прав в юридической литературе уделяется много внимания. При этом позиции исследователей диаметрально противоположны и состоят в признании одними возможности их одновременной реализации и в отрицании возможности использования логотипа, включающего произведение или его охраняемый элемент, другими. Авторами в результате проведенного исследования подчеркивается отсутствие возможности оборота товарного знака без нарушения права на имя автора используемого в этом качестве результата творчества и предлагается для обеспечения устойчивости хозяйственного оборота на нормативном уровне исключить для разрабатываемого в целях индивидуализации товаров, работ или услуг обозначения возможность установления режима произведения.




Особое положение средств индивидуализации товаров диктуется, прежде всего, потребностями становления и развития рыночных отношений, при которых в условиях конкуренции и у самих предпринимателей, и у потребителей появляется потребность в выделении нужных объектов среди их аналогов.

Высокая значимость индивидуализации продукции не только для самих ее производителей, но и для конечного потребителя заключается, во-первых, в создании дополнительного критерия для выбора того или иного товара в однородной массе. Во-вторых, возможность отличать товары одного производителя от иных служит для него дополнительным стимулом в поддержании соответствующего уровня качества выпускаемой продукции.

Позитивное право в ст. 1477 и 1482 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) закрепляет товарный знак как предназначенное для индивидуализации товаров обозначение, существующее в словесной, изобразительной, объемной формах или в их комбинации.

В цивилистической доктрине можно считать уже устоявшимся восприятие товарного знака как некоего служебного, имеющего инструментальный характер, объекта.

Товарные знаки как средства индивидуализации занимают особое место среди объектов права интеллектуальной собственности. Специфика этого места обусловлена тем, что, не представляя собой ни имеющего признаков объекта авторского или смежного права, ни объекта патентных прав, они тем не менее охраняются в соответствии с теми же правилами, что и действительные результаты интеллектуальной деятельности.

Список литературы

1. Белов С. О субсидиарном применении норм авторского права к отношениям по возникновению права на товарный знак / С. Белов // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2018. № 4. С. 47–56.
2. Гаврилов Э.П. Использование в товарных знаках произведений, охраняемых авторским правом / Э.П. Гаврилов // Патенты и лицензии. 2010. № 6. С. 15–23.
3. Гаврилов Э.П. Комментарий к пункту 9 статьи 1483 ГК РФ / Э.П. Гаврилов // Патенты и лицензии. 2017. № 8. С. 2–9.
4. Гаврилов Э.П. Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (постатейный) / Э.П. Гаврилов, В.И. Еременко. Москва : Экзамен, 2009. 839 с.
5. Городов О.А. Право промышленной собственности : учебник / О.А. Городов. Москва : Статут, 2011. 371 с.
6. Зуйкова Н.В. Правовая охрана логотипа / Н.В. Зуйкова. СПС «КонсультантПлюс», 2023.
7. Сергеев А.П. Принцип старшинства при столкновении сходных до степени смешения средств индивидуализации, принадлежащих разным лицам / А.П. Сергеев // Закон. 2021. № 7. С. 117–124.
8. Шеншин В.М. О правовом регулировании товарного знака / В.М. Шеншин // Конкурентное право. 2022. № 2. С. 33–37.
9. Шостак И.В. Охраняемые и неохраняемые произведения: критерии разграничения / И.В. Шостак // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2023. № 1. С. 41–48.

Остальные статьи