Дата публикации: 22.05.2025

Деятельность татуировщиков и тату-салонов и ее результаты с точки зрения гражданского и предпринимательского права

Аннотация

В этой статье авторы рассматривают деятельность по нанесению татуировок как творческую, экономическую, предпринимательскую, не подлежащую лицензированию, основанную на договорах об оказании услуг и смешанных договорах; показывают, как могут разрешаться конфликты между авторскими правами на татуировки и личными правами их носителей; моделируют варианты конфликтов по поводу нанесения татуировок, содержащих чужие товарные знаки; обсуждают вопрос о возрасте, с которого человек может давать согласие на нанесение ему татуировки.




Сегодня татуировки переживают период необычайной популярности. Для современных людей они перестали быть признаком принадлежности к некоторым специфическим субкультурам, профессиям или преступному миру, свидетельством досадных ошибок молодости. Высокохудожественные татуировки украшают тела вполне благополучных и образованных людей. Так что расхожая фраза Джека Лондона «Покажите мне человека с татуировкой, и я покажу вам человека с интересным прошлым» сегодня утратила былой смысл.

Георгий Данелия (который более всего известен как кинорежиссер, но у него были и архитектурное образование, и талант рисовальщика) в книге «Безбилетный пассажир» вспоминает, как еще во время своего военного детства, лет в двенадцать, научился делать татуировки и «стал модным татуистом — выкалывал якоря, сердца, кинжалы...» Однажды, правда, случилась неприятность: выполняя заказ известного хулигана Жоры (изобразить на плече могильный холмик с крестом и надпись: «Нет в жизни счастья» за вознаграждение — две папиросы), юный мастер пропустил в слове «счастья» вторую «с», и получилось «Нет в жизни счатья». Возмущенный клиент собирался отлупить незадачливого мастера, но тот предложил незамедлительно исправить недостатки: надпись замаскировать аккуратной широкой чертой, сверху выполнить тот же текст без ошибок, а в качестве компенсации за моральный ущерб на другом плече вытатуировать кинжал, обвитый змеей с чешуей. Жора на черту и на кинжал согласился, но писать что-либо еще на его теле категорически запретил.

Юриста эта история может натолкнуть на размышления и о гражданской дееспособности малолетних, и об авторских правах на изображение, нанесенное в качестве татуировки, и о квалификации договора о нанесении татуировки.

Вспоминается и другой литературный пример, в котором описывается уже послевоенная действительность, — из книги Веры Пановой «Сережа». В поселок, где происходят основные события повести, приехал Васькин дядя, моряк, и во время купания в реке произвел ошеломляющее впечатление на героев повести своими татуировками. Мальчишки решают по его примеру сделать себе татуировки, старшим выкалывают затейливые рисунки, а самым маленьким мальчикам, дошкольникам, — их инициалы: «букву шы» Шурику и «букву сы» Сереже (Сережа впоследствии долго болеет из-за занесенной инфекции). Для юриста и тут есть над чем поразмыслить — от вопроса о том, с какого возраста согласие человека на нанесение ему татуировки имеет юридическое значение, до дифференциации правового режима различных татуировок (букв «шы» и «сы» с одной стороны и рисунков — с другой).

В этой статье мы остановимся на нескольких вопросах: на особенностях интеллектуальных прав на татуировки и их конфликтах с личными неимущественными правами носителя татуировки, прежде всего — правом на облик; как квалифицировать договор о нанесении татуировки; подлежит ли коммерческая деятельность по нанесению татуировок лицензированию и можно ли ее осуществлять в рамках самозанятости.

Список литературы

1. Афанасьева Е.Г. Татуировка как объект авторских прав, элемент внешности, средство самовыражения и результат выполнения работ / Е.Г. Афанасьева, Е.А. Афанасьева // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 4 : Государств
2. Белов В.А. «Больной» вопрос: гражданские правоотношения с медицинскими организациями / В.А. Белов // Законодательство. 2003. № 11. С. 6–12.
3. Козлов М.В. Авторское право в мире современной татуировки / М.В. Козлов // Молодой ученый. 2022. № 21 (416). С. 535–537.
4. Лазарева Н. Пирсинг только по лицензии / Н. Лазарева // ЭЖ-Юрист. 2012. № 28.
5. Малеина М.Н. Объекты авторского права на теле человека и проблемы их использования / М.Н. Малеина // Журнал российского права. 2019. № 5. С. 56–66.
6. Сивергин А.А. Произведения уличной живописи и татуировки: содержание и защита личных неимущественных прав автора / А.А. Сивергин // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2024. № 4. С. 65–74.
7. Minahan, M.C. Copyright protection for tattoos: Аre tattoos copies? / M.C. Minahan // Notre Dame law review. 2015. Vol. 90. № 4. P. 1713–1738.
8. Parker, M.W. That old familiar sting: Tattoos, publicity, and copyright / M.W. Parker // John Marshall review of intellectual property law. 2016. Vol. 15. № 4. P. 762–779.
9. Perzanowski, А. Tattoos, norms, and implied license / А. Perzanowski // Minnesota law review. 2023. Vol. 107. Spring issue. P. 104–125.

Остальные статьи