Освобождение от уголовной ответственности за совершение налогового преступления в стадии возбуждения уголовного дела
Аннотация
Уголовно-процессуальный механизм освобождения от уголовной ответственности за совершение налогового преступления по основанию, предусмотренному ч. 1 ст. 76.1 УК РФ, включает в себя процедуры, регулируемые ст. 28.1, п. 7 ч. 1 ст. 24 УПК РФ. Этот единый правовой механизм, имеющий договорную основу и общую цель полного возмещения вреда от налогового преступления, действует в обеих досудебных стадиях уголовного процесса как до процедуры возбуждения уголовного дела, так и после возбуждения уголовного дела и до момента окончания расследования. Исходя из этого положения развивается ряд предложений по совершенствованию процедуры освобождения лица от уголовной ответственности за налоговое преступление по основанию, предусмотренному п. 7 ч. 2 ст. 24 УПК РФ, в стадии возбуждения уголовного дела. Для обеспечения стабильности постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по основанию, предусмотренному п. 7 ч. 2 ст. 24 УПК РФ, предлагается привлекать к его письменному согласованию лицо, освобождаемое от уголовной ответственности, и его адвоката, а также представителя налоговой инспекции, выявившей нарушение законодательства о налогах и сборах. Утверждать данное постановление, по мнению автора статьи, должен руководитель следственного органа. Условие первичности привлечения к уголовной ответственности должно неуклонно соблюдаться при применении ч. 1 ст. 76.1 УК РФ в форме вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Российский следователь № 05/2025 |
Страницы | 6-11 |
DOI | 10.18572/1812-3783-2025-5-6-11 |
Уголовно-процессуальный механизм освобождения от уголовной ответственности за налоговые преступления, предусмотренный ст. 281 УПК РФ, получил принципиально новое, качественное развитие с появлением основания отказа в возбуждении уголовного дела, предусмотренного п. 7 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, который был введен Федеральным законом от 18 марта 2023 г. № 78-ФЗ.
Следует согласиться с уже сделанными оценками этого уголовно-процессуального нововведения как очередного шага законодателя в реализации поддерживаемой руководством государства уголовной политики по противодействию преступности в сфере экономики, включая противодействие налоговой преступности. Это подтверждается пояснительной запиской к проекту федерального закона № 301951-8.
Одной из целей этой уголовной политики, в которую заложены идеи компромисса, гуманизма, целесообразности, экономии публичного уголовного преследования и уголовно-правового воздействия, изначально было создание уголовно-процессуального механизма досудебного урегулирования правового конфликта, возникшего в сфере исполнения законодательства о налогах и сборах.
С введением основания отказа в возбуждении уголовного дела, предусмотренного п. 7 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, уникальная отечественная модель договорно-компенсаторного механизма досудебного урегулирования уголовно-правовых споров, известного как «трансакция» (transactio), получила свое завершение. Указанная завершенность проявляется в двух моментах:
1) данный процессуальный механизм действует теперь в обеих стадиях досудебного уголовного производства, и потому его запуск зависит только от того, когда следователь получит сведения о полном возмещении ущерба от налогового преступления, что фактически нивелировало сложившуюся ранее практику необходимости безоговорочного возбуждения уголовного дела о налоговом преступлении для его последующего прекращения в связи с возмещением причиненного ущерба;