Дата публикации: 29.05.2025

Создание специальных районов как альтернативный вариант территориального реформирования местного самоуправления в РФ

Аннотация

Статья посвящена изучению перспективы трансформации территориальной организации местного самоуправления в России. Автор отмечает целесообразность перехода на одноуровневую модель муниципальной власти, предполагающую упразднение муниципальных районов. В качестве альтернативы ликвидации поселений и внедрения окружного принципа формирования муниципалитетов указывается на возможность создания специальных районов, как ассоциаций поселений, осуществляющих общие кросс-территориальные функции.




Организация местного самоуправления должна обеспечивать баланс двух подходов к ней: самоорганизации населения и децентрализации власти. Следует исходить из того, что естественным ареалом появления муниципальных образований выступают населенные пункты. В то же время именно поселения являются уровнем осуществления местного самоуправления, на котором население способно осознать социальную общность и реализовать свои интересы в наиболее полном объеме.

В связи с изменением в ч. 1 ст. 131 Конституции Российской Федерации формулировок, касающихся пространственных пределов местного самоуправления, произошла переориентация с поселенческого принципа на реализацию властных полномочий с учетом приоритизации экономической целесообразности и вертикальной управляемости. Это свидетельствует как об определенной искусственности местного самоуправления в нашей стране, так и об отсутствии финансовой самодостаточности муниципалитетов. В практической плоскости указанная тенденция выражается в укрупнении поселений в одну территориальную единицу, что детерминировало внесение в Государственную Думу РФ законопроекта о переходе на одноуровневость муниципальных образований.

Обсуждение вопросов консолидации муниципалитетов ведется и за рубежом. Так, Конституционный трибунал Польши указал, что стабильность в границах единиц местного самоуправления не является ценностью, которая преобладает над причинами общественного интереса национального характера. Статистика большинства европейских стран свидетельствует об уменьшении числа местных сообществ и увеличении среднего количества жителей в них. Так, в Швеции в середине XX в. число местных сообществ сократилось с более чем 2000 до 278. В Дании целью реформирования являлось создание жизнеспособных муниципалитетов, способных эффективно решать местные вопросы.

В современных условиях фактором, влияющим на территориальную организацию местного самоуправления, выступают демографические процессы. Риск депопуляции муниципалитетов, усиливающийся в условиях глобализации и цифровизации, негативно влияет на потенциал их развития, что может привести к пересмотру территориального деления страны на основе предоставления услуг населению в новом формате. В качестве причин консолидации муниципалитетов также называют: синергию от объединения потенциалов; адаптацию административного деления к развитию поселений и транспортной сети; экономию за счет большего территориального охвата; профессионализацию чиновников].

Проблема территориальной реорганизации местного самоуправления является дискуссионной. Так, Е. Гриценко указывает, что эффективное и приближенное к гражданам управление предполагает одновременный учет принципов децентрализации и эффективности управления, основанного на социально-экономическом потенциале муниципалитетов. В свою очередь О.Б. Иванов и Е.М. Бухвальд отмечают, что реформирование местного самоуправления, включающее ликвидацию поселенческого уровня, при изначальной ориентации на приближение власти к жителям на деле отодвигает ее от населения.

Список литературы

1. Овчинников С.Е. Местное самоуправление в Российской Федерации (теоретические, исторические и правовые аспекты) / С.Е. Овчинников. Москва : Консалтбанкир, 2018. 186 с.
2. Territorial reforms in Europe: Does size matter? Tools for Local and Central Authorities. Centre of Expertise for Local Government Reform, Council of Europe, 2017. 120 p. URL: <a href="https://rm.coe.int/territorial-reforms-in-europe-does-size-matter-territorial-a" target="_blank">https://rm.coe.int/territorial-reforms-in-europe-does-size-matter-territorial-a</a>
3. Slack E. Models of government structure at the local level / E. Slack // URL: <a href="https://www.queensu.ca/iigr/sites/iirwww/files/uploaded_files/2004-4Slack2004.pdf" target="_blank">https://www.queensu.ca/iigr/sites/iirwww/files/uploaded_files/2004-4Slack2004.pdf</a> (date of access: 19.04.2025).
4. Park, H.G. Outsourcing Services: A Theory of Special District Incorporation / H.G. Park, H.J. Park // Public Performance & Management Review. 2021. Vol. 44. P. 1215–1238.
5. Motty-Kuźma, A. American local government / A. Motty-Kuźma // Politeja. 2008. Vol. 10/2. P. 21–36.
6. Ladner, A. Chapter 1: Autonomy and Austerity: Re-Investing in Local Government / A. Ladner // The Future of Local Government in Europe: Lessons from Research and Practice in 31 Countries / ed. by Ch. Schwab, G. Bouckaert, S. Kuhlmann. Baden-Baden : Nomos
7. Kamiński, R. The State and Local Self-Government. Territorial Organization of the State // Political Science Yearbook. 2019. Vol. 48 (3). Р. 543–558.
8. Briffault, R. The Local Government Boundary Problem in Metropolitan Areas / R. Briffault // Stanford Law Review. 1996. Vol. 48. Iss. 5. P. 1115–1171.
9. Bollens, S.A. Examining the Link between State Policy and the Creation of Local Special Districts / S.A. Bollens // State & Local Government Review. 1986. Vol. 18. Iss. 3. P. 117–124.
10. Bauroth, N. Hide in plain sight: the uneven proliferation of special districts across the United States by size and function / N. Bauroth // Public Administration Quarterly. 2015. Vol. 39. Iss. 2. P. 295–324.
11. Сокол-Номоконов Э.Н. Проблема обеспечения муниципальной службы кадрами специальной компетенции / Э.Н. Сокол-Номоконов, Н.Э. Савченко // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2015. № 3. С. 10–13.
12. Павловский Р.С. Административно-территориальное устройство СССР / Р.С. Павловский, М.А. Шафир. Москва : Госюриздат, 1961. 175 с.
13. Акмалова А.А. Модели местного самоуправления / А.А. Акмалова. Москва : Прометей, 2001. 168 с.
14. Миронов Н. Модернизация через децентрализацию. К вопросу о «вертикали», балансе власти и значении местного самоуправления / Н. Миронов // Сравнительное конституционное обозрение. 2008. № 6. С. 127–142.
15. Максимов А. Проблемы реализации поселенческого и территориального принципов организации местного самоуправления в российском законодательстве и судебной практике / А. Максимов // Сравнительное конституционное обозрение. 2009. № 5. С. 111–121.
16. Капустян Л.А. Отечественный и зарубежный опыт территориальной организации местного самоуправления / Л.А. Капустян // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2008. № 10 (85). С. 18–21.
17. Иванов О.Б. Актуальные проблемы муниципальной реформы в Российской Федерации / О.Б. Иванов, Е.М. Бухвальд // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2022. № 1. С. 28–41.
18. Жиляев А.В. Промежуточные итоги реформы территориальных основ местного самоуправления в России / А.В. Жиляев // Научный вестник Омской академии МВД России. 2023. № 2. С. 153–157.
19. Данилов С.Ю. Канадский опыт местного самоуправления / С.Ю. Данилов // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 20. С. 35–37.
20. Гутникова Е.А. К вопросу об укрупнении муниципальных образований / Е.А. Гутникова // Проблемы развития территории. 2010. № 6 (52). С. 67–74.
21. Гришин В. Конституционно-правовые основы местного самоуправления в Швеции / В. Гришин // Сравнительное конституционное обозрение. 2006. № 3. С. 34–38.
22. Гриценко Е. Российская муниципальная реформа в свете европейских принципов организации местного самоуправления / Е. Гриценко // Сравнительное конституционное обозрение. 2011. № 2. С. 112–133.
23. Волкова Т.И. Земство и земские учреждения в России в начале ХХ века (на материалах губерний Центральной России) : учебное пособие / Т.И. Волкова. Ярославль : Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, 2007. 112 с.

Остальные статьи