Создание специальных районов как альтернативный вариант территориального реформирования местного самоуправления в РФ
Аннотация
Статья посвящена изучению перспективы трансформации территориальной организации местного самоуправления в России. Автор отмечает целесообразность перехода на одноуровневую модель муниципальной власти, предполагающую упразднение муниципальных районов. В качестве альтернативы ликвидации поселений и внедрения окружного принципа формирования муниципалитетов указывается на возможность создания специальных районов, как ассоциаций поселений, осуществляющих общие кросс-территориальные функции.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Государственная власть и местное самоуправление № 05/2025 |
Страницы | 22-27 |
DOI | 10.18572/1813-1247-2025-5-22-27 |
Организация местного самоуправления должна обеспечивать баланс двух подходов к ней: самоорганизации населения и децентрализации власти. Следует исходить из того, что естественным ареалом появления муниципальных образований выступают населенные пункты. В то же время именно поселения являются уровнем осуществления местного самоуправления, на котором население способно осознать социальную общность и реализовать свои интересы в наиболее полном объеме.
В связи с изменением в ч. 1 ст. 131 Конституции Российской Федерации формулировок, касающихся пространственных пределов местного самоуправления, произошла переориентация с поселенческого принципа на реализацию властных полномочий с учетом приоритизации экономической целесообразности и вертикальной управляемости. Это свидетельствует как об определенной искусственности местного самоуправления в нашей стране, так и об отсутствии финансовой самодостаточности муниципалитетов. В практической плоскости указанная тенденция выражается в укрупнении поселений в одну территориальную единицу, что детерминировало внесение в Государственную Думу РФ законопроекта о переходе на одноуровневость муниципальных образований.
Обсуждение вопросов консолидации муниципалитетов ведется и за рубежом. Так, Конституционный трибунал Польши указал, что стабильность в границах единиц местного самоуправления не является ценностью, которая преобладает над причинами общественного интереса национального характера. Статистика большинства европейских стран свидетельствует об уменьшении числа местных сообществ и увеличении среднего количества жителей в них. Так, в Швеции в середине XX в. число местных сообществ сократилось с более чем 2000 до 278. В Дании целью реформирования являлось создание жизнеспособных муниципалитетов, способных эффективно решать местные вопросы.
В современных условиях фактором, влияющим на территориальную организацию местного самоуправления, выступают демографические процессы. Риск депопуляции муниципалитетов, усиливающийся в условиях глобализации и цифровизации, негативно влияет на потенциал их развития, что может привести к пересмотру территориального деления страны на основе предоставления услуг населению в новом формате. В качестве причин консолидации муниципалитетов также называют: синергию от объединения потенциалов; адаптацию административного деления к развитию поселений и транспортной сети; экономию за счет большего территориального охвата; профессионализацию чиновников].
Проблема территориальной реорганизации местного самоуправления является дискуссионной. Так, Е. Гриценко указывает, что эффективное и приближенное к гражданам управление предполагает одновременный учет принципов децентрализации и эффективности управления, основанного на социально-экономическом потенциале муниципалитетов. В свою очередь О.Б. Иванов и Е.М. Бухвальд отмечают, что реформирование местного самоуправления, включающее ликвидацию поселенческого уровня, при изначальной ориентации на приближение власти к жителям на деле отодвигает ее от населения.