Дата публикации: 29.05.2025

Механизм государственно-правового регулирования финансового суверенитета и его составляющие

Аннотация

В данной статье автор рассматривает механизм государственно-правового регулирования финансового суверенитета государства и его составляющие. Интерес к этой теме вызван происходящими процессами в политико-правовой, финансовой, экономической сферах деятельности государства. Финансовый суверенитет государства рассматривается как основная часть государственного, который в теории права представлен классическими признаками государства. Особо значимыми для подтверждения финансового суверенитета государства становятся наличие и организация публичной власти, национальной валюты и налогов. При этом важность второго признака принципиально характерна для государственных решений, которые должны быть самостоятельны и независимы в собственной финансовой политике, прямо указывающей на наличие финансового суверенитета. В результате анализа разных позиций ученых, юристов, экономистов понятие «финансовый суверенитет государства» представляется с позиций обусловливающих его составляющих, сущности, институтов, механизмов. Сопоставление авторских позиций анализируемой проблемы исследования позволило выявить ряд спорных, отчасти коллизионных правовых вопросов, которые автор пытается объяснить. Дано авторское определение понятию «финансовый суверенитет государства», выделены признаки, функции, факторы, механизм государственно-правового регулирования финансового суверенитета государства и его составляющие.




На современном этапе актуальность проблематики, связанной с финансовым суверенитетом государства и его правовыми составляющими, объективно возрастает. Это обусловлено как происходящими политико-правовыми и экономическими изменениями в нашей стране, которые напрямую касаются процесса становления, сохранения государства, его финансовой устойчивости, стабилизации национальной валюты, так и построением международных внешнеэкономических отношений со странами — партнерами дружественных союзов БРИКС, ВТО, ЕАЭС, ОЭСР, ШОС.

Изменения политико-правового, экономического характера, совершаемые в России, подтверждают классические признаки государства, одним из которых является наличие национальной валюты, взимания налогов, что свидетельствует о наличии независимого, самостоятельного финансового суверенитета во внутренней и внешней политике государства. Однако этого нельзя сказать о странах, входящих в Европейский союз. Здесь наблюдается обратная тенденция в отношении их финансового суверенитета, где отсутствуют собственная национальная валюта, самостоятельный экономический курс в отношении финансовой политики. В литературе часто поднимается вопрос о десуверенизации стран, входящих в Европейский союз, который при наличии англо-американской гегемонии и фактическом контроле подчиняет жизнь последних.

Понимание государственного суверенитета в классическом осмыслении, как говорил Ш.Л. Монтескье в тракте «О духе законов», указывает на наличие прав и свобод населения, которое выбирает, как ему жить, а также на собственную экономику и ее управление. Интересный факт отмечается в Афинах: иностранец, вмешивающийся в политику народного собрания, приговаривался к смертельному наказанию, поскольку данный субъект пытался захватить власть в государстве незаконно.

Поэтому финансовый суверенитет понимается как значимая часть государственного. К тому же, как показал анализ нормативно-правовых актов и юридической литературы, финансовый суверенитет государства по-разному осмысливается авторскими позициями ученых, юристов, экономистов, что вызывает особый интерес в исследовании этого вопроса.

Проблемам изучения финансового суверенитета государства уделяется достаточно большое внимание. Стоит отметить, что этой проблематикой занимались представители эпохи просвещения Г. Гегель, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо., которые углубляли познания связи суверенитета и государственной публичной власти, указывая на независимость и самостоятельность деятельности государства.

Список литературы

1. Васильева Н.В. Финансовый суверенитет как основополагающий фактор развития финансового законодательства / Н.В. Васильева, Ю.В. Пятковская // Сибирский юридический вестник. 2024. № 4 (107). С. 38–46.
2. Васянина Е.Л. О формировании юридической конструкции, обеспечивающей укрепление финансового суверенитета государства / Е.Л. Васянина // Вопросы экономики и права. 2023. № 9 (183). С. 9–14.
3. Грачева Ю.Е. Финансовый суверенитет — миф или реальность? // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2023. № 7. С. 19–26.
4. Ильин И.М. Проблематика федеративной композиции бюджетно-финансового суверенитета России / И.М. Ильин // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2021. № 2. С. 172–182.
5. Монтескье Ш. О духе законов / Ш. Монтескье // URL: <a href="https://www.civisbook.ru/files/File/Monteskye_O%20dukhe.pdf" target="_blank">https://www.civisbook.ru/files/File/Monteskye_O%20dukhe.pdf</a> (дата обращения: 22.01.2025).
6. Садчиков М.Н. Финансово-правовое обеспечение налогового суверенитета Российской Федерации : диссертация доктора юридических наук / М.Н. Садчиков. Саратов, 2021. 426 с.

Остальные статьи