Дата публикации: 29.05.2025

Платформизация таможенного администрирования: особенности, достижения и новые возможности

Аннотация

В статье рассматриваются основные предпосылки к платформизации государственных услуг в области таможенного администрирования. Целью исследования в рамках настоящей статьи выступает оценка достижений и возможностей платформизации таможенного администрирования в РФ. Дается оценка современной ведомственной платформы Федеральной таможенной службы России с точки зрения удобства и доступности государственных услуг для пользователей. Рассматриваются направления оптимизации работы государственной платформы ФТС России, связанные с обеспечением ее устойчивости и функционала. На основе анализа слабых сторон и преимуществ применения платформенного подхода в государственной сфере формулируется вывод о перспективах внедрения платформ в деятельность по оказанию государственных услуг и в сферу таможенного дела.




Цифровая трансформация, будучи основным трендом последних десятилетий, существенно влияет на области государственного управления, взаимодействия органов власти с обществом, в том числе на сферу оказания государственных услуг. Правительства, стремящиеся к соответствию новым реалиям, понимают необходимость применения инновационных подходов к взаимодействию с гражданами и бизнесом в сфере предоставления государственных услуг, к которым, несомненно, относятся и платформы. Современные платформы — это технологический гибридный инструмент, используемый в том числе органами власти.

Федеральная таможенная служба Российской Федерации (ФТС России) — одно из первых ведомств, развернувших масштабный процесс цифровизации своей деятельности. Высказываются мнения, что автоматизация таможенных органов началась еще в 1990 г. В дальнейшем при активной реализации принципа «одного окна» цифровая трансформация таможенного администрирования, оказания услуг в сфере внешнеэкономической деятельности (ВЭД), консультирования и прочего стала обеспечивать не только онлайн-доступ участников отношений к широкому набору услуг, но и электронное межведомственное взаимодействие с большинством органов, так или иначе участвующих в администрировании внешнеторговых потоков (например, ФНС России, Роспатент, Россельхознадзор и пр.), удаленное оперативное взаимодействие с таможенными органами зарубежных стран, многоканальную удаленную информационно-консультативную поддержку всех субъектов ВЭД.

В литературе говорят о новой тенденции создания и развития цифровых платформ и экосистем в пределах таможенной территории ЕАЭС. В этих условиях можно говорить о феномене платформизации таможенного администрирования в РФ.

Относительная новизна платформенного подхода в государственном управлении определяет некоторую ограниченность его теоретико-практического осмысления. Сегодня можно констатировать отсутствие профильных исследований платформизации таможенных услуг как самостоятельного направления реализации цифровой парадигмы развития ФТС России. Исследователи справедливо отмечают, что цифровое развитие в сферах государственного управления, взаимодействия власти и граждан происходит гораздо быстрее, чем формирование соответствующего теоретического базиса.

Члены научного сообщества сходятся во мнении о необходимости расширения понятийного аппарата в связи с платформизацией государственного управления и перевода взаимодействия власти и общества на платформы. Предпринимаются попытки сформулировать основные черты феномена платформизации в контексте государственного управления. К ним можно отнести:

Список литературы

1. Александров М.А. Цифровые правительственные платформы: этапы институционализации и технологии оценивания (на примере платформы «Госуслуги») / М.А. Александров, Г.А. Меньшикова, Н.А. Пруель // Умная цифровая экономика. 2022. Т. 2. № 4. С. 100–110.
2. Аппазов Д.А. Цифровая платформизация в условиях индустрии 4.0: неопределенность понятийного аппарата / Д.А. Аппазов, Ю.А. Тымчук // Правовая парадигма. 2020. Т. 19. № 4. С. 33–42.
3. Башлы П.Н. Цифровая трансформация таможенной службы / П.Н. Башлы, В.Ф. Вербов // Вестник Российской таможенной академии. 2020. № 4. С. 19–24.
4. Ворона А.А. Практика применения цифровой торговой платформы как основа развития внешнеторговой деятельности / А.А. Ворона, Ю.В. Кузьминых // Петербургский экономический журнал. 2020. № 1. С. 48–55.
5. Иншакова Е.Г. Электронное правительство в публичном управлении : учебное пособие для вузов / Е.Г. Иншакова. Москва : Юрайт, 2024. 138 с.
6. Морозова О.А. Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении : учебное пособие для вузов / О.А. Морозова, В.В. Лосева, Л.И. Иванова. Москва : Юрайт, 2024. 156 с.
7. Ревенко Л.С. Информационная система «Одно окно» как инструмент развития экспорта / Л.С. Ревенко, Н.С. Ревенко // Российский внешнеэкономический вестник. 2021. № 7. С. 74–86.
8. Стырин Е.М. Государственные цифровые платформы: формирование и развитие / Е.М. Стырин, Н.Е. Дмитриева. Москва : Издательский дом Высшей школы экономики, 2021. 192 c.
9. Терещенко Л.К. Цифровые платформы: подходы к регулированию / Л.К. Терещенко // Журнал российского права. 2024. № 9. С. 163–175.

Остальные статьи