Мемориальная функция права в сохранении исторической памяти о героическом подвиге народов в годы Великой Отечественной войны
Аннотация
В статье анализируются воспоминания о героическом подвиге народов в годы Великой Отечественной войны как одна из рамок коллективной памяти современного российского общества. Отмечаются попытки фальсификации истории с целью дестабилизации и дезинтеграции народов постсоветского пространства, что обусловливает повышенную актуальность проблематики мемориальной функции права. Автор приходит к выводу о целесообразности осуществления деятельности по восстановлению исторической справедливости и противодействию мифам в коллективной памяти (демифологизации), в том числе при помощи правового инструментария.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | История государства и права № 05/2025 |
Страницы | 52-59 |
DOI | 10.18572/1812-3805-2025-5-52-59 |
По справедливому замечанию известного французского исследователя коллективной памяти П. Нора, текущее столетие – время торжества памяти, поскольку народы в самых разных уголках мира достаточно быстро пережили кардинальное изменение отношения к прошлому: «Мир затопила нахлынувшая волна вспоминания, прочно соединив верность прошлому – действительному или воображаемому – с чувством принадлежности, с коллективным сознанием и индивидуальным самосознанием, с памятью и идентичностью».
В связи с этим целостность общества, его стабильность, устойчивость к внешним деструктивным воздействиям все в большей степени зависят от состояния коллективной памяти. Общество, испытывая потребность в единстве, стремится «удалить» из коллективной памяти все то, что может выступать в качестве «камня преткновения». Напротив, консолидирующие воспоминания всячески поддерживаются и культивируются. Социальные общности на протяжении многих столетий трансформируют свои воспоминания с учетом возникающих потребностей.
Актуализируется проблематика коллективной памяти и в свете обострившегося межцивилизационного противостояния. В условиях современного информационного противоборства активизировались попытки отдельных западных элит по фальсификации мировой истории, деформации коллективной памяти с целью разобщения многонационального коллектива постсоветского пространства, разжигания межнациональных и межконфессиональных конфликтов и уничтожения ряда стран как самостоятельных исторических и политических субъектов.
В качестве рамок памяти, согласно концепции М. Хальбвакса, могут выступать, в том числе, и мемориальные «ориентиры», т.е. наиболее значимые, сакральные воспоминания социальных групп. Воспоминания (в том числе не собственные, а передающиеся от одного поколения коллектива к другому) о наиболее знаковых событиях того или иного народа выступают в качестве одной из основ для формирования идентичности всего общества, а также чувства принадлежности к нему отдельно взятых индивидов.
Для стран постсоветского пространства в качестве такой безусловной рамки выступают воспоминания о героическом подвиге народов в годы Великой Отечественной войны. Они оказывают интегрирующее воздействие на массовое сознание.