Дата публикации: 22.05.2025

Война и право: уроки истории

Аннотация

Статья посвящена одной из важнейших проблем европейской истории, актуальность которой сохраняется и в настоящее время, а ее решение могло бы иметь грандиозное эпохальное значение. Это взаимоотношение феномена войны и идеи права. Оба фактора оказали самое существенное влияние на всю европейскую и мировую историю.




Война: начало

Война – одно из древнейших изобретений человечества. Более древнее, чем государство и закон, которые позже попытаются придать этому явлению новые формы. «Война – отец всех, царь всех: одних она объявляет богами, других – людьми, одних творит рабами, других – свободными», – говорит Гераклит.

Попытки предотвратить войну или хотя бы упорядочить, подчинить человеческим, божественным началам никогда не прекращались. Архаическая древность оставила нам память об агональных, игровых, фиктивных войнах. У Тита Ливия речь идет о войнах между Аргосом и Спартой, Эретрией и Халкидой, где противники торжественно договариваются о запрете на определенные виды оружия (луки и пращи) и численности сражающихся. Характерно, что народы, осуществляющие игровые симуляции битвы, – не заклятые враги, а наоборот, даже связаны узами дружбы и родства. Место проведения сражений для обеих сторон священно; бой «содержит явные и повторяющиеся элементы мифа и культа», что относит его, по Джорджо Агамбену, к сфере религии, а не политики. Все это придавало военным действиям скорее значение ритуала, инициации, ордалии. Ордалия в архаическом мышлении именовалась волей богов, проявлением высших сил или судом божьим, что вполне ассоциировалось с правом. Борьба выступала в качестве формы высшего судопроизводства, решениям которого приписывался священный смысл.

Сражение как синоним войны и ее компонент было одной из функций культуры, которая всегда предполагала наличие ограничительных правил и признания за собой некоторых качеств игры. «Всякая схватка, если она ограничена определенными правилами, имеет – уже в силу самого этого ограничения – формальные признаки игры, особо напряженной, решительной, но в то же время и чрезвычайно наглядной» (Йохан Хёйзинга). Тогда война велась в границах некоего круга, члены которого признавали равенство или, по крайней мере, равноправие друг друга. На таких ограничениях вырастало международное право, стремившееся включить войну в сферу культуры.

Политические цели войны – завоевание, покорение, господство – оказывались вне сферы агональных состязаний, так же как и мотивы славы, престижа, верховенства и видимого превосходства. «Война ведется, дабы через испытание победой или поражением сподобиться решения, освященного соизволением богов». Это глубинный мотив агональной войны. Платон замечает, что эллины по природе своей друзья и сражаются между собой так, как если бы они примирялись: «Посреди распрей они будут стремиться к миру», а противников «будут благожелательно вразумлять, не порабощая их в наказание и не доводя до гибели, поскольку они разумные советчики, а не враги».

Список литературы

1. Агамбен Дж. Stasis. Гражданская война как политическая парадигма. Homo sacer, II, 2 / Дж. Агамбен ; перевод с итальянского С. Ермакова. Санкт-Петербург : Владимир Даль, 2021. 190 с.
2. Арендт Х. О революции / Х. Арендт ; перевод с английского И. Косич. Москва : Европа, 2011. 464 с.
3. Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли : перевод с французского / Ж.-П. Вернан ; общее редактирование Ф.Х. Кессиди, А.П. Юшкевича ; предисловие А.П. Юшкевича ; послесловие Ф.Х. Кессиди. Москва : Прогресс, 1988. 224 с.
4. Гроций Г. О праве войны и мира / Г. Гроций. Москва : Ладомир, 1994. 868 с.
5. Клаузевиц К. О войне : избранное / К. Клаузевиц ; перевод с немецкого А.К. Рачинского ; предисловие и комментарий Л.В. Ланника. Москва : АСТ, 2019. 320 с.
6. Платон. Государство // Платон. Собрание сочинений. В 4 томах. Т. 3, ч. 1 / Платон. Санкт-Петербург : Издательство Санкт-Петербургского университета ; Издательство Олега Абышко, 2007. С. 97–493.
7. Хаусхофер К. О геополитике / К. Хаусхофер ; перевод с немецкого И.Г. Усачева. Москва : АСТ, 2024. 416 с.
8. Хёйзинга Й. Homo ludens. Человек играющий : опыт определения игрового элемента культуры / Й. Хёйзинга ; составитель, автор предисловия и перевода Д.В. Сильвестрова ; комментарий, указания Д.Э. Харитоновича. Санкт-Петербург : Издательство Ивана Лимбаха, 20
9. Хёйзинга Й. Политическое и военное значение рыцарских идей в позднем Средневековье / Й. Хёйзинга // Homo Ludens. Статьи по истории культуры / Й. Хёйзинга ; составитель, переводчик и автор вступительной статьи Д.В. Сильвестров ; научный комментарий Д.Э. Ха
10. Шмитт К. Политическая теология // Шмитт К. Политическая теология : сборник : перевод с немецкого / К. Шмитт. Москва : Канон-пресс-Ц : Кучково поле, 2000. С. 7–98.
11. Шмитт К. Понятие политического // Шмитт К. Понятие политического / К. Шмитт ; перевод с немецкого под редакцией А.Ф. Филиппова. Санкт-Петербург : Наука, 2016. С. 280–408.
12. Юнгер Э. Тотальная мобилизация // Юнгер Э. Рабочий. Господство и гештальт. Тотальная мобилизация. О боли / Э. Юнгер ; перевод с немецкого А.В. Михайловского ; под редакцией Д.В. Скляднева. Санкт-Петербург : Наука, 2000. С. 441–470.

Остальные статьи