Смыслы Великой Победы: историко-правовое и духовное прочтение
Аннотация
На основе анализа мировых военных событий 1812, 1914–1918 гг., 1941–1945 гг., политических решений, принятых руководством государств-сторон военных конфликтов, автор делает выводы о цивилизационных ошибках, которые были допущены США, Великобританией и Германией, находящимися по их инициативе в состоянии войны с СССР и Россией. Автор определяет аксиологические смыслы и роль России в противостоянии военной агрессии извне, делая акцент, в том числе, на духовных ценностях Отечества.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | История государства и права № 05/2025 |
Страницы | 10-15 |
DOI | 10.18572/1812-3805-2025-5-10-15 |
Анализ политико-правовых начал «эпохи четырех войн» показывает их восприятие противниками России как агрессора, выступающего против некоторых «миролюбивых» государств Европы. Выражая иным образом мысль К.П. Победоносцева, можно утверждать, что наступило время великой лжи, создавшее европейское отечество лжи, сумевшее отравить мерзостью эгоизма, вульгарного правового нигилизма, безнравственности и безбожества государства и сегодня продолжающие относить себя к культурно-цивилизованным – это Великобритания, США и их политические слуги. Слепые вожди слепых – так можно охарактеризовать сущность международной политики государств, для которых мир – это перманентная агрессия в состоянии войны. Достаточно вспомнить заверения, данные Государю Николаю II Вильгельмом II, о принимаемых им усилиях о недопущении войны в Европе и о священной дружбе с Россией. «Никто не угрожает могуществу и чести России, и она свободно может выждать результаты моего посредничества. Моя дружба к тебе и твоему государству, завещанная мне дедом на смертном одре, всегда была для меня священна, и я не раз честно поддерживал Россию в моменты серьезных для нее затруднений, в особенности во время последней войны». Однако содержание личных бесед министров иностранных дел Российской империи и Германии, соответственно, С.Д. Сазонова и Ф. фон Пурталеса вызывало сомнение в искренности немецкого кайзера. Кроме того, Вильгельм II неоднократно указывал, что вся ответственность за сохранение мира лежит на российском государстве. Аналогичным было заявление и Ф. фон Пурталеса, которое он воспроизвел в своих воспоминаниях: «Не может быть ни малейшего сомнения по вопросу о том, кто является виновником настоящей войны. Виноваты в ней те, кто добился от царя приказа о мобилизации против Германии и этим путем достиг того, что наша посредническая деятельность, направленная к сохранению мира, встретила со стороны России тяжкую угрозу и вызов, брошенный Германии безо всякого повода». Следует согласиться с мнением русского юриста, одного из крупных специалистов по международному праву Л.А. Камаровского, который, рассуждая о балканских народах, призывал Европу и Россию, чтобы эти народы «не сделались жертвой какой-либо посторонней державы; чтобы они насильственно не посягали на взаимную независимость; чтобы развитие их шло по возможности мирным и законным путем; чтобы они сами не нарушали территориальных прав других народов <…>». И если США фактически сумели воплотить свою мечту создания Соединенных Штатов Европы в форме Европейского союза, с «курирующим штабом» из «романо-германской» федерации, то создать «славянскую федерацию», как предлагал Л.А. Камаровский, удалось только отчасти в кратковременный период (1955–1991 гг.) в рамках Организации Варшавского договора. Мечте ученого о превращении мира в «царство культурного человека» не удалось сбыться и до настоящего времени ввиду продолжающейся борьбы с политикой деструктивной глобализации, в которую вынуждена была вновь вступить Российская Федерация. «Громадные армии, – утверждал Л.А. Камаровский, – преследуют, по их словам, только чисто оборонительные цели: никто не думает о нападении на соседа, но все вооружаются так спешно и с таким напряжением всех своих сил, как будто мы накануне всеобщей войны».
Одним из поводов этой всеобщей войны, как мы полагаем, следует признать разрушение Германией «славянского пояса» через «мирную передачу» ей областей Чехии, а затем вероломный захват остальной территории Чехии. «Если конфликт в районе Средиземного моря, о котором шла речь, приведет ко всеобщей мобилизации в Европе, то мы должны немедленно выступить против Чехословакии», – говорилось в Протоколе совещания германского политического и военного руководства о положении Германии в Европе и путях решения проблемы жизненного пространства 5 ноября 1937 г. В этом же протоколе указано, что «речь не о завоевании людей, а о завоевании пространства, пригодного для сельского хозяйства». Иными словами, немецкое правительство подтвердило, что народы, человеческие жизни являются только средством достижения территориальных и промышленных претензий Германии. Политический фанатизм, которым были одержимы руководители нацистской Германии, превалировал над здравым смыслом и ценностями, которыми напитана каждая жизнь человека, созданного по образу и подобию Бога. Каждая уничтоженная жизнь человека, невинно убиенного, в том числе и немцев, не желавших войны, выступивших против тотальной нацистской мизантропии, вновь и вновь напоминает о евангельских событиях предательства и смерти, которой Христос искупил человеческие грехи.