Дата публикации: 22.05.2025

Развитие налогообложения резидентов территориальных преференциальных режимов

Аннотация

Территориальные преференциальные режимы в настоящее время находятся на пике своего развития, что подтверждается увеличением числа хозяйствующих субъектов – резидентов соответствующих территорий, вместе с тем растет и опыт государства по оценке эффективности преференциальных мер. В настоящей статье рассматриваются проектируемые предложения Министерства финансов Российской Федерации по дополнительным налоговым мерам в отношении резидентов соответствующих зон.




Конец 2024 г. ознаменовался появлением новой Стратегии пространственного развития на период до 2030 года с прогнозом до 2036 года (далее – Стратегия пространственного развития), в которой приоритеты определены через систему опорных населенных пунктов, формирующих системы расселения, инфраструктуры и экономики Российской Федерации и обеспечивающих развитие прилегающих к ним территорий, а также развитие федеральных округов Российской Федерации, Арктической зоны Российской Федерации и новых субъектов Российской Федерации, геостратегических территорий Российской Федерации, учитывающих их специфику, новые вызовы и возможности для их развития.

Поставленные в Стратегии пространственного развития цели и обозначенные принципы их достижения предполагают дальнейшее развитие территориальных преференциальных режимов (далее – ТПР), поскольку, как показывает зарубежный опыт, они выступают действенным инструментом для создания особенностей правового регулирования, учитывающего как преимущества и недостатки отдельных территорий, так и создающего необходимые точки роста, которые тянут за собой развитие и качественную трансформацию экономического развития региона. ТПР позволяет эффективно реализовывать социальную функцию предпринимательства, а также воплощать в жизнь идею экономической солидарности.

В настоящее время отсутствует единое понимание ТПР, полагаем, что к их идентифицирующим признакам помимо преференциальности и территориальности необходимо отнести также специальное управление (особая инфраструктура); определенность обязанности инвесторов; срочность; характер цели. Характер цели является определяющим для ТПР.

История ТПР в Российской Федерации началась в 1999 г. с создания особой экономической зоны в Магаданской области и насчитывает еще несколько этапов, включая попытки собрать все правовое регулирование в одном федеральном законе, появления новых видов ТПР, эти и последующие этапы характеризуются постоянной переоценкой целей функционирования ТПР и пределов возможностей обеспечения преференций резидентам. Дискуссии по этому вопросу достигают иногда такой остроты, что это приводит даже к введению моратория на создание новых ОЭЗ, однако не препятствующему появлению новых ТПР, имеющих свои особые характеристики. Новейший этап развития ТПР связан с несколькими факторами, обусловленными внешнеполитическими и экономическими вызовами. В первую очередь, с событиями 2022 г. и вхождением в состав Российской Федерации новых территорий, а также необходимостью активного включения Российской Федерации в конкуренцию за иностранные инвестиции дружественных стран через разработку привлекательных условий на основе зарубежного опыта создания международных зон.

Список литературы

1. Белицкая А.В. О национальной идее и отечественном предпринимательстве: вопросы права / А.В. Белицкая // Предпринимательское право. 2024. № 2. С. 54–60.
2. Белоусов А.Л. Направления совершенствования специальных правовых режимов осуществления предпринимательской деятельности / А.Л. Белоусов // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Право. 2024. № 1. С. 136–151.
3. Губин Е.П. Предпринимательское право как инструмент решения социальных задач современного общества (социальная функция предпринимательского права России) / Е.П. Губин // Предпринимательское право. 2023. № 3. С. 2–10.
4. Карцхия А.А. Технологический суверенитет и энергетическая безопасность / А.А. Карцхия // Предпринимательское право. 2024. № 1. С. 39–44.

Остальные статьи