Роль органов местного самоуправления в развитии системы здравоохранения в России
Аннотация
Право на охрану здоровья по праву занимает особое место среди прав человека. С 2020 г. конституционное закрепление получили такие принципы организации медицинской помощи, как качество и доступность. Для их реализации необходимо создание условий эффективного взаимодействия органов публичной власти. В научной литературе, как правило, внимание уделяется разграничению вопросов ведения между федерацией и ее субъектами. При этом роль органов муниципальной власти в развитии здравоохранения, в особенности системы муниципального здравоохранения, практически не освещается. Между тем именно местное самоуправление способно заложить основу, создать условия для дальнейшего развития системы охраны здоровья человека.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юрист № 05/2025 |
Страницы | 39-47 |
DOI | 10.18572/1812-3929-2025-5-39-47 |
Право на охрану здоровья является одним из наиболее значимых, фундаментальных прав человека и гражданина, обеспечение реализации которого требует взаимодействия всех субъектов соответствующих правоотношений. Особое место среди них занимают органы местного самоуправления. Принятая в 1993 г. Конституция Российской Федерации определила местное самоуправление как основу конституционного строя России, ему было передано значительное число полномочий, в том числе в области здравоохранения. Так, в статье ст. 41 предусматривается обязанность государства принимать меры по развитию государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения. Таким образом, можно говорить о создании трехуровневой системы здравоохранения. Согласно ст. 13 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан 1993 г. к муниципальной системе здравоохранения были отнесены муниципальные органы власти, уполномоченные осуществлять управление в сфере здравоохранения и «находящиеся в муниципальной собственности медицинские, фармацевтические и аптечные организации». Учитывая, что муниципальные органы власти максимально приближены к населению и способны более мобильно реагировать на изменения потребностей населения конкретного муниципального образования, децентрализованная система со значительной ролью местного самоуправления должна была обеспечить более высокий уровень доступности медицинской помощи. Однако к началу 2000-х годов стало очевидно, что такой подход сталкивается с рядом существенных проблем, в частности «хроническим» недофинансированием, низким уровнем контроля за деятельностью медицинских организаций муниципальной системы здравоохранения при сохранении проблемы кадрового обеспечения. Вследствие чего была инициирована реформа здравоохранения, направленная на усиление государственного контроля, прежде всего, через повышение ответственности органов государственной власти субъектов РФ. Принятый Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 323) понятие «система муниципального здравоохранения» сохранил, однако объем полномочий органов местного самоуправления в области здравоохранения был сведен к минимуму. В компетенции муниципальных органов власти остались полномочия по финансированию мероприятий профилактического характера, а также возможность создания комфортных и благоприятных условий для медицинских работников (проживание, обучение и т.д.). Принятие данного акта также положило начало процессу перехода права собственности на объекты здравоохранения от муниципальных образований к государству (субъектам). Так, если в 2000 г. численность работников муниципального здравоохранения составляла почти 55% от общего числа работников данной сферы, то в 2012 г. – 26,8%, а сегодня не более 2,5% (табл. 1).
Таким образом, можно говорить, что итогом реформы стала передача полномочий местного самоуправления по организации и оказанию доврачебной и врачебной, особенно первичной медико-санитарной помощи, на уровень субъекта.