Защита авторских прав на дизайн промышленного образца
Аннотация
Споры по защите авторских прав на дизайн промышленного образца остаются актуальными на протяжении многих лет. Исследование судебной практики и исторических аспектов выявило наличие огромного количества противоречий в способе установления авторства, в том числе пересечение двух правовых режимов авторского и патентного права. В настоящей статье раскрыты основные проблемы доказывания прав автора на произведение дизайна промышленного образца. Обоснован способ обеспечения охраноспособности дизайна промышленного образца как объекта авторского права без регистрации патента. Сформированы решения по дополнительным гарантиям защиты авторских прав и определен расчет компенсации за нарушение авторских прав на дизайн промышленного образца.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юрист № 05/2025 |
Страницы | 27-32 |
DOI | 10.18572/1812-3929-2025-5-27-32 |
В современном мире, где визуальная эстетика и уникальность дизайна играют ключевую роль в конкурентоспособности товаров, защита дизайна промышленного образца становится важной задачей. Проблема заключается в том, что многие дизайнеры и компании не всегда заранее беспокоятся об охране своих авторских прав, что приводит к несанкционированному использованию их работ. В данной статье ставится цель проанализировать правовую природу авторских прав в контексте дизайна на промышленный образец и выявить, как можно эффективно защищать дизайн без регистрации патента. Первоначально необходимо дать определение самому охраняемому объекту. Дизайн промышленного образца представляет собой внешний вид объекта конструкторского решения, имеющий определенную форму, размеры, параметры, цвет, характеристики, созданный творческим трудом человека. В ретроспективе осознанное отношение к произведению дизайна впервые можно наблюдать в период Ренессанса в Италии, когда появилось определение «disegno» – что переводится как проекты, рисунки, объекты, в основе которых заложена определенная идея. Позднее в XVI в. в Англии появилось понятие «desine», которое означало одновременно как существительное – «замысел», «чертеж», «узор», так и определенное действие – «конструировать», «проектировать». Советский и российский художник-график и теоретик искусства, доктор искусствоведения, профессор В.Г. Власов дал определение дизайна в более узком профессиональном понимании – это проектно-художественная деятельность по разработке промышленных изделий с высокими потребительскими и эстетическими качествами, а также деятельность по организации комфортной для человека предметной среды – жилой, производственной, социально-культурной. В процессе развития технологического прогресса и роста потребительских запросов дизайн стал представлять собой самостоятельный вид проектно-художественной деятельности, к которой можно отнести: ландшафтный дизайн, архитектурный дизайн, дизайн-проект интерьера, дизайн мебели, дизайн одежды, дизайн выставочных стендов, дизайн спортивных конструкций, дизайн малых архитектурных форм, дизайн отдельно взятых предметов быта (зубная щетка, бинокль, столовые приборы, посуда, лампа) и все прочее, связанное с воплощением идеи автора с помощью творческого труда в определенную оригинальную форму.
В соответствии с п. 1 ст. 1259 ГК РФ произведение дизайна относят к объектам авторских прав. Таким образом, правовая охрана этих объектов предоставляется с учетом специфики авторского права с момента его создания. Безусловно, в первую очередь для защиты объекта авторских прав недопустим спор об авторстве. Исходя из положений ч. 1 ст. 65 АПК РФ, а также разъяснений, изложенных в п. 57, 60–62 Постановления Верховного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2019 г. № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее – Постановление № 10), в предмет доказывания по требованию о защите исключительного права на произведение входят следующие обстоятельства: факт принадлежности истцу соответствующего права (права на его защиту) и факт его нарушения ответчиком путем использования идентичного или переработанного произведения. В судебную инстанцию необходимо предоставить неопровержимые доказательства того, что автор дизайна – именно то лицо, которое заявило о нарушении своих прав. Подтверждение авторства содержит как наличие творческого труда, так и констатацию даты приоритета создания объекта авторских прав. Поэтому фиксация момента создания объекта авторского права чрезвычайно важна и может быть выполнена следующими способами: 1) депонирование экземпляра произведения дизайна с выдачей датированного свидетельства, которое подтвердит время приоритета создания объекта авторских прав; 2) автор может направить произведение дизайна промышленного образца с описью характеристик и форм объекта себе бандеролью, если, конечно, позволяет размер произведения. Отправка произведения через почту позволит зафиксировать дату его создания и автора; 3) автор может удостоверить нотариально время предъявления объекта авторского права. При удостоверении совершения нотариальных действий нотариус исследует предоставленный дизайн, может составить описание и основные характеристики объекта авторских прав, но не констатирует подлинность авторства; 4) автор может выслать визуальное или графическое изображение объекта себе по электронной почте, также разместить в Интернете путем публикации на сайте, в социальных сетях или на любой другой интернет-площадке подлинное фото объекта дизайна промышленного образца, подписав публикацию так, чтобы можно было идентифицировать автора; 5) можно также зафиксировать дату публикации в журнале или печати каталога с дизайном созданного промышленного образца, перечень доказательств авторства неисчерпывающий. Современные технологии позволяют авторам проявлять свою находчивость не только в создании собственных работ, но и в закреплении своих авторских прав.