Характеристика «льготного» режима уплаты административного штрафа (на примере административных правонарушений в области дорожного движения)
Аннотация
Дальнейшее совершенствование административно-деликтного законодательства предусматривает изучение влияния новаций, изменяющих порядок исполнения отдельных видов административных наказаний. В статье характеризуются сущность и особенности применения положений КоАП РФ, регулирующих порядок исполнения административного штрафа в «льготном» режиме на примере административных правонарушений в области дорожного движения. Определяется его соотношение с другими административно-деликтными институтами, которые содержат основания уменьшения размера данного административного наказания.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Административное право и процесс № 05/2025 |
Страницы | 59-63 |
DOI | 10.18572/2071-1166-2025-5-59-63 |
В 2014–2024 гг. в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) был внесен комплекс изменений, направленных на снижение административной нагрузки на бизнес-структуры (в части применения административных наказаний за совершение правонарушений, выявленных в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также возможности назначения административного штрафа в размере менее минимального размера, установленного соответствующей ответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ), а также упрощение реализации физическими и юридическими лицами обязанности по исполнению наиболее часто назначаемого административного наказания — административного штрафа, в том числе и за совершение правонарушений в области дорожного движения (ст. 4.1, 4.1.1, 4.1.2; ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ).
Позитивно оценивая влияние данных изменений на ситуацию в области взыскиваемости штрафов, назначаемых за совершение административных правонарушений в области дорожного движения, отметим, что введение специального режима их оплаты не привело к снижению числа соответствующих противоправных деяний.
Так, правоприменительная практика ГАИ МВД России показывает неуклонный рост количества возбужденных дел об административных правонарушениях, находящихся в компетенции ОВД, с 167,2 млн в 2020 г. до 240,1 млн в 2023 г. (+69,6%). Абсолютное большинство правонарушений в этой области фиксируются посредством специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме и имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением (далее — комплексы ФВФ) (в 2020 г. — 145,7 млн (87%) в 2023 г. — 221 млн (92%)).
Наибольшее число таких правонарушений в 2023 г. составило превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 20, но не более 40 км/ч (95,4%) (ч. 2 ст.12.9 КоАП РФ).
Общая сумма исполненных в 2023 г. постановлений о назначении административного штрафа составила 109,4 млрд (+15,9%) руб. При этом в 9 из 10 случаев он был уплачен в размере половины суммы в срок до 20 суток со дня вынесения постановления.