Дата публикации: 22.05.2025

Принцип равного доступа граждан Российской Федерации к государственной службе в контексте ее ключевых реформ

Аннотация

В статье рассматривается возможность равного доступа граждан Российской Федерации к государственной службе, одновременно являющаяся одним из важнейших их политических прав и принципом государственной службы, закрепленным в Конституции РФ. Анализируются успехи и вопросы, сохранившие свою актуальность в результате реализации основных этапов реформы государственной службы. Перманентный характер реформы государственной службы обусловлен постоянной динамикой организационной и содержательной структуры государственного аппарата, в связи с чем возникает необходимость кардинальных преобразований соответствующей системы при появлении новых целей и задач государства. Делается вывод о том, что поступательное, вдумчивое, осмотрительное проведение в жизнь идеи таких преобразований является залогом успеха в деле модернизации и укрепления надлежащего порядка государственного управления.




Принципы как базовая составляющая государственной службы нуждаются в обстоятельном доктринальном осмыслении и формулировке новых идей, достойных быть закрепленными на высшем уровне российского законодательства — в Конституции РФ. История вопроса их формирования отражает поступательное развитие правового института государственной службы, его сущность, динамику, имеет основополагающее значение для создания надлежащего порядка управления.

Необходимость исследования такой категории обусловлена целями укрепления чувства законности в правосознании общества, внутреннего осознания каждым человеком необходимости неуклонного следования правовым принципам в своей повседневной профессиональной и бытовой деятельности, недопустимости отношения к фундаментальным юридическим установлениям, заключающегося в формуле «царствуют, но не правят». К сожалению, как полтора десятилетия назад, так и сегодня в повседневности наличествует положение, при котором перед принципами формально преклоняются, их уважают, о них пишут книги, их выносят в первые главы и разделы законов, в частности кодексов, но когда речь заходит о конкретной законотворческой или правоприменительной работе, зачастую о них забывают или их игнорируют в угоду сиюминутной политической, неправильно понятой профессиональной или иной «целесообразности». Реформирование публичной службы — действие перманентное ввиду постоянства динамики организационной и содержательной структуры государственного аппарата, обусловленного необходимостью коренных преобразований соответствующей системы при появлении новых целей и задач государства. Важнейшими характеристиками качественной реформы являются ее адресность, польза и своевременность. Сегодня принципы государственной службы «проходят» непростой путь: приближаясь от сугубо политизированной категории к своему истинному предназначению правового регулятора государственно-служебных отношений, они постепенно избавляются от избыточности, декларативности, эфемерности.

Закономерности институциональной природы государственной службы находится в неразрывной связи с историей развития и становления российского государства. Трансформации данного института затрагивают интересы как государства и общества в целом, так и самих государственных служащих, поскольку именно они во все периоды истории несли ответственность за реализацию ключевых направлений внешней и внутренней политики страны. Первые государственно-служебные установления как прообраз современной регламентированной законодательством системы принципов можно увидеть в Табели о рангах 1722 г. Представляют интерес положения документа, согласно которым женщины наравне с мужчинами имели право на получение ранга по праву рождения либо приобретаемого после заключения брака с лицом, состоящим на государственной службе: «Все замужние жены поступают в рангах, по чинам мужей их. И когда они тому противно поступят, то должны будут они штраф заплатить такой же, как бы должен платить муж ее был за свое преступление. Имеют право все девицы, которых отцы в 1-м ранге, пока замуж не выданы, ранг получить над всеми женами, которые в 5-м ранге обретаются...». В указанных положениях заключается важнейший прообраз конституционного принципа равного доступа к государственной службе, одновременно представляющего собой одно из ключевых прав граждан, регламентированных в Основном Законе.

Интересен взгляд современных авторов на ее гендерную специфику: «…женский имидж традиционно связан с пассивностью, эмоциональностью, спонтанностью поведенческих реакций, средним когнитивным показателем и уровнем притязаний. Женщина движима субъективными причинами, а потому чаще занимает в системе управления дополнительные и зависимые роли». Сложно выразить солидарность с таким суждением — нельзя забывать о том, что женщины по своей природе не менее ответственны и исполнительны, чем мужчины. Еще одна точка зрения, которую авторы аргументируют результатами проведенного социологического исследования: более приспособлены к особенностям государственной службы именно женщины ввиду своей природной усидчивости, организованности и умению подчиняться. Вместе с тем, как отмечают ученые, женщине, замещающей должность государственной службы, следует быть более властной, жесткой, независимой, целеустремленной, ответственной, активной и решительной. Вести себя импульсивно, что может позволить себе обычная женщина, чиновница возможности не имеет, поскольку выступает в рамках властной структуры.

Список литературы

1. Кодинцев А.Я. Концепция и программы реформы государственной гражданской службы в РФ в 2001‒2015 гг. / А.Я. Кодинцев // Вестник Омского университета. Серия: Право. 2016. № 4 (49). С. 59‒63.
2. Щукина Т.В. Формирование законодательства о государственной службе в субъектах Российской Федерации (на примере Центрально-Черноземного региона : автореферат диссертации кандидата юридических наук / Т.В. Щукина. Воронеж, 2000. 24 с.
3. Трифонов В.А. Равный доступ граждан к государственной службе : гендерный аспект (на примере государственной службы в органах внутренних дел) / В.А. Трифонов // Ленинградский юридический журнал. 2022. № 4. С. 99‒108.
4. Терехин А.М. Военная служба по призыву — принудительный труд или нет? / А.М. Терехин // Право в Вооруженных Силах — Военно-правовое обозрение. 2009. № 2. С. 55–62.
5. Старилов Ю.Н. Государственная служба в Российской Федерации : теоретико-правовое исследование : автореферат диссертации доктора юридических наук / Ю.Н. Старилов. Саратов, 1996.
6. Старилов Ю.Н. Административные процедуры — неотъемлемая часть законодательства о государственном и муниципальном управлении: проблемы теории, практики и законотворчества / Ю.Н. Старилов // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право.
7. Сергун П.П. Государственная служба в органах внутренних дел Российской Федерации : теоретико-правовое исследование : автореферат диссертации доктора юридических наук / П.П. Сергун. Москва, 1998. 50 с.
8. Сент-Экзюпери А. Можно верить в людей… Записные книжки хорошего человека / А. Сент-Экзюпери ; переводчики Я. Лесюк, Д. Кузьмин [и др.]. Москва : ТД Алгоритм, 2015. 270 с.
9. Пчелинцев С.С. Реализация международно-правового принципа равного доступа граждан к государственной службе в Российской Федерации : новые подходы / С.С. Пчелинцев // Журнал российского права. 2008. № 11. С. 112‒117.
10. Привалова С.В. Принципы организации государственной службы современной России : автореферат диссертации кандидата юридических наук / С.В. Привалова. Москва, 1999. 24 с.
11. Овсянко Д.М. Административно-правовые проблемы государственной службы в Российской Федерации : автореферат диссертации доктора юридических наук / Д.М. Овсянко. Москва, 1998. 49 с.
12. Астафичев П.А. Административно-правовые гарантии и ограничения конституционного права граждан на равный доступ к государственной службе / П.А. Астафичев // Государственная власть и местное самоуправление. 2019. № 7. С. 40–44.
13. Кашина М.А. Имидж государственной гражданской службы: преодоление стереотипов / М.А. Кашина, Л.Е. Востряков // Государственная служба. Вестник Координационного совета по кадровым вопросам, государственным наградам и государственной службе при полномочном
14. Кашина М.А. Женщины на российской государственной службе : феминизация и воспроизводство гендерной пирамиды / М.А. Кашина // Женщина в российском обществе. 2009. № 2. С. 13‒21.
15. Кац А.С. Право граждан на равный доступ к государственной и муниципальной службе : автореферат диссертации кандидата юридических наук / А.С. Кац. Саратов, 2000. 23 с.
16. Ершов В.В. Правовое и индивидуальное регулирование общественных отношений : монография / В.В. Ершов. Москва : РГУП, 2018. 625 с.
17. Докукина И.А. Реформирование государственной службы в Российской Федерации / И.А. Докукина, О.В. Малахова, А.В. Костромыкина // Вестник государственного и муниципального управления. 2017. № 3 (26). С. 50‒56.
18. Гизатуллина Э.Г. Гендерное неравенство на российской госслужбе: оценка на данных из антикоррупционных деклараций : аналитическая записка / Э.Г. Гизатуллина, К.М. Зиндер. Москва : Центр перспективных управленческих решений, 2021. 47 с.
19. Воронов А.Ф. Принципы гражданского процесса : прошлое, настоящее, будущее / А.Ф. Воронов. Москва : Городец, 2009. 496 с.
20. Винокуров В.А. Организационно-правовые вопросы чинопроизводства при прохождении государственной службы : автореферат диссертации кандидата юридических наук / В.А. Винокуров. Санкт-Петербург, 2000. 22 с.
21. Барабашев А.В. Административная реформа и реформа государственной службы в России — вопросы реализации и координации : препринт WP8/2010/01 / А.В. Клименко, А.Г. Барабашев. Москва : Издательский дом государственного университета — Высшей школы экономики,

Остальные статьи