Принцип равного доступа граждан Российской Федерации к государственной службе в контексте ее ключевых реформ
Аннотация
В статье рассматривается возможность равного доступа граждан Российской Федерации к государственной службе, одновременно являющаяся одним из важнейших их политических прав и принципом государственной службы, закрепленным в Конституции РФ. Анализируются успехи и вопросы, сохранившие свою актуальность в результате реализации основных этапов реформы государственной службы. Перманентный характер реформы государственной службы обусловлен постоянной динамикой организационной и содержательной структуры государственного аппарата, в связи с чем возникает необходимость кардинальных преобразований соответствующей системы при появлении новых целей и задач государства. Делается вывод о том, что поступательное, вдумчивое, осмотрительное проведение в жизнь идеи таких преобразований является залогом успеха в деле модернизации и укрепления надлежащего порядка государственного управления.
Тип | Статья |
Издание | Административное право и процесс № 05/2025 |
Страницы | 49-54 |
DOI | 10.18572/2071-1166-2025-5-49-54 |
Принципы как базовая составляющая государственной службы нуждаются в обстоятельном доктринальном осмыслении и формулировке новых идей, достойных быть закрепленными на высшем уровне российского законодательства — в Конституции РФ. История вопроса их формирования отражает поступательное развитие правового института государственной службы, его сущность, динамику, имеет основополагающее значение для создания надлежащего порядка управления.
Необходимость исследования такой категории обусловлена целями укрепления чувства законности в правосознании общества, внутреннего осознания каждым человеком необходимости неуклонного следования правовым принципам в своей повседневной профессиональной и бытовой деятельности, недопустимости отношения к фундаментальным юридическим установлениям, заключающегося в формуле «царствуют, но не правят». К сожалению, как полтора десятилетия назад, так и сегодня в повседневности наличествует положение, при котором перед принципами формально преклоняются, их уважают, о них пишут книги, их выносят в первые главы и разделы законов, в частности кодексов, но когда речь заходит о конкретной законотворческой или правоприменительной работе, зачастую о них забывают или их игнорируют в угоду сиюминутной политической, неправильно понятой профессиональной или иной «целесообразности». Реформирование публичной службы — действие перманентное ввиду постоянства динамики организационной и содержательной структуры государственного аппарата, обусловленного необходимостью коренных преобразований соответствующей системы при появлении новых целей и задач государства. Важнейшими характеристиками качественной реформы являются ее адресность, польза и своевременность. Сегодня принципы государственной службы «проходят» непростой путь: приближаясь от сугубо политизированной категории к своему истинному предназначению правового регулятора государственно-служебных отношений, они постепенно избавляются от избыточности, декларативности, эфемерности.
Закономерности институциональной природы государственной службы находится в неразрывной связи с историей развития и становления российского государства. Трансформации данного института затрагивают интересы как государства и общества в целом, так и самих государственных служащих, поскольку именно они во все периоды истории несли ответственность за реализацию ключевых направлений внешней и внутренней политики страны. Первые государственно-служебные установления как прообраз современной регламентированной законодательством системы принципов можно увидеть в Табели о рангах 1722 г. Представляют интерес положения документа, согласно которым женщины наравне с мужчинами имели право на получение ранга по праву рождения либо приобретаемого после заключения брака с лицом, состоящим на государственной службе: «Все замужние жены поступают в рангах, по чинам мужей их. И когда они тому противно поступят, то должны будут они штраф заплатить такой же, как бы должен платить муж ее был за свое преступление. Имеют право все девицы, которых отцы в 1-м ранге, пока замуж не выданы, ранг получить над всеми женами, которые в 5-м ранге обретаются...». В указанных положениях заключается важнейший прообраз конституционного принципа равного доступа к государственной службе, одновременно представляющего собой одно из ключевых прав граждан, регламентированных в Основном Законе.
Интересен взгляд современных авторов на ее гендерную специфику: «…женский имидж традиционно связан с пассивностью, эмоциональностью, спонтанностью поведенческих реакций, средним когнитивным показателем и уровнем притязаний. Женщина движима субъективными причинами, а потому чаще занимает в системе управления дополнительные и зависимые роли». Сложно выразить солидарность с таким суждением — нельзя забывать о том, что женщины по своей природе не менее ответственны и исполнительны, чем мужчины. Еще одна точка зрения, которую авторы аргументируют результатами проведенного социологического исследования: более приспособлены к особенностям государственной службы именно женщины ввиду своей природной усидчивости, организованности и умению подчиняться. Вместе с тем, как отмечают ученые, женщине, замещающей должность государственной службы, следует быть более властной, жесткой, независимой, целеустремленной, ответственной, активной и решительной. Вести себя импульсивно, что может позволить себе обычная женщина, чиновница возможности не имеет, поскольку выступает в рамках властной структуры.