Стратегическое планирование в сфере образования: от отраслевой стратегии к обязательным требованиям
Аннотация
Статья является продолжением дискуссии, начатой в 2024 г. на базе Института государства и права Российской академии наук, где нами озвучивалось, что для дальнейшего развития сферы общего образования и сферы образования в целом, в том числе в части системного целеполагания по установлению обязательных требований, огромную роль могла бы сыграть стратегия развития образования в Российской Федерации. Данная идея не осталась незамеченной, в чем мы сможем убедиться из статьи. Поэтому статья посвящена размышлениям о таком отраслевом документе стратегического планирования Российской Федерации, как стратегия развития образования, и одному из способов ее реализации — обязательным требованиям в сфере образования.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Административное право и процесс № 05/2025 |
Страницы | 31-34 |
DOI | 10.18572/2071-1166-2025-5-31-34 |
Хорошо известно, что в системе административного права Особенная часть включает вопросы системы государственного управления в трех важнейших сферах, в том числе в социально-культурной сфере.
В свою очередь, социально-культурная сфера включает в себя вопросы управления в такой сфере, как образование. Сегодня образование выступает в качестве доступного всем индивидуального и общественного блага, становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения и конкурентоспособности народного хозяйства, что делает его одним из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина.
Одним из средств управления системой образования является осуществление стратегического планирования развития системы образования, правовые основы которого являются предметом регулирования Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 172-ФЗ).
К числу основных видов отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации относятся отраслевые стратегии, в том числе схемы и стратегии развития отраслей экономики и сфер государственного управления, являющиеся документами целеполагания.
Однако следует констатировать, что до сих пор в сфере образования отсутствует отраслевой стратегической документ — стратегия развития образования (далее — Стратегия).