Общественный контроль как институт демократии участия и форма осуществления публичного контроля
Аннотация
Статья посвящена анализу общественного контроля как института демократии участия. Данный институт рассматривается как форма осуществления общественной власти и вид публичного контроля. В свою очередь, общественная власть видится подсистемой единой публичной власти. Осмысляются тенденции усложнения отношений общества с органами публичной власти в контрольной сфере. Предлагается расширение регулирования данных отношений, формулируются общие рекомендации. Делается вывод о корректировке правоприменительной практики, прежде всего в части развития гарантий общественного контроля, придания ему большей обязательности.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Административное право и процесс № 05/2025 |
Страницы | 18-21 |
DOI | 10.18572/2071-1166-2025-5-18-21 |
Современная демократия невозможна без развития многочисленных форм и процедур демократического участия граждан в управлении публичными делами. Одной из ключевых форм такого участия выступает общественный контроль, который предлагается рассматривать и как институт демократии участия, и как форму осуществления публичного контроля в государстве.
Под публичным контролем традиционно понимается совокупность его государственной и муниципальной составляющих, а общество фактически рассматривается как объект контроля. Но правовое демократическое государство подразумевает и обратное состояние, когда общество контролирует органы публичной власти, а публичный контроль включает и общественную составляющую. Народный контроль уже провозглашался в нашей стране ключевым элементом осуществления власти. Сегодня его значение увеличивается повсеместно. Но трудно спорить, что как отлаженная система общественный контроль лишь формируется, предстоит много сделать для его эффективности.
С.А. Авакьян обоснованно утверждает о ключевой форме осуществления общественной власти путем самоорганизации граждан по реализации общественного контроля. Такие формы самоорганизации объединены понятиями «партиципаторная демократия», «демократия участия», «общественная делиберация».
Категория «публичная власть» не ограничена публичными органами, она предполагает различные институты, в том числе гражданского общества. Публичность в значении «народность» позволяет обособить подсистему общественной власти и производного от нее общественного контроля. Отрицание участия общества во властвовании безосновательно, но доктринально вопросы такого участия не вполне проработаны. Робота по формированию концепций общественной власти и общественного контроля еще предстоит.
Контроль выступает специфической формой или направлением властвования либо даже ветвью власти. Хотя контрольная власть не вполне традиционна. Полагаем, что она предполагает максимальное народное участие в ее осуществлении и несет чрезвычайный потенциал для работы гражданского общества.