Дата публикации: 22.05.2025

Право велосипедистов на безопасное перемещение по велополосам: проблемы с реализацией права и пути их разрешения

Аннотация

Как неоднократно уже отмечала автор цикла статей, посвященных проблемам правового регулирования отношений с участием таких особых субъектов дорожного движения, как велосипедисты, существующая велосипедная инфраструктура большинства населенных пунктов Российской Федерации не подготовлена к увеличивающимся потребностям велосипедистов1. В одной из своих статей2 автор анализировала проблемы передвижения на двухколесном транспорте, приводимом в движение мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, с использованием велодорожек в качестве объектов велоинфраструктуры. В настоящей статье будет проведен анализ проблем, возникающих у велосипедистов при использовании специальных полос, и автор попробует ответить на вопросы: насколько безопасно движение велосипедистов по велополосам, какие существуют сложности не только технического характера, но и пробелы в правовом поле в исследуемых правоотношениях. По результатам проведенного исследования делаются выводы и предложения, направленные на повышение безопасности движения велосипедистов по велополосам в России.




В соответствии с п. 24.1 Постановления Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 (ред. от 19.04.2024) «О Правилах дорожного движения» (далее — ПДД РФ) полоса для велосипедистов — часть дороги, которая полноправно может быть использована владельцем велосипедного транспорта для движения. Причем велополоса является приоритетной для передвижения велосипедиста: при наличии такой полосы передвигаться по тротуару, обочине или по правому краю проезжей части не разрешается. Владелец двухколесного транспорта может быть оштрафован за нарушение указанных правил на 800 руб. (п. 2 ст. 12.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; далее — КоАП РФ).

Полоса для велосипедистов — полоса проезжей части, предназначенная для движения на велосипедах и мопедах, отделенная от остальной проезжей части горизонтальной разметкой и обозначенная знаком 5.14.2. (абз. 44 п.1.2. ПДД РФ).

Общей статистики велосипедных полос по России мы не нашли, можем только привести официальные данные по километражу велополос в крупных мегаполисах. Так, в разгар велосипедного сезона 2024 г. общая протяженность велополос в Москве, с учетом и временных, должна была достигнуть цифры в 600 км. Власти Петербурга до 2030 г. планируют обустроить к нынешним 143 км еще 857 км велополос.

Несмотря на незначительные показатели километров велополос в городах, сам факт возможности передвижения по ним не может не радовать. Ведь велосипедные полосы — это явно выделенное пространство на дороге, предназначенное исключительно для велосипедистов.

На первый взгляд, велополосы — это явление, обладающее сплошными плюсами:

Список литературы

1. ALEX_MAISKY. Сопряжение разных типов велодорожной инфраструктуры / ALEX_MAISKY // LiveJournal. 2018. 3 September.
2. Кравчук А. В Москве появится 120-километровый веломаршрут. Где он будет проходить. Его создание началось в 2021 году / А. Кравчук // РБК Life. 2024. 1 апреля.
3. Майер М. В Сыктывкаре врезавшийся в открытую дверь автомашины велосипедист взыскал компенсацию морального вреда / М. Майер // Комиинформ. 2019. 27 июня.
4. Щербинина И.В. К вопросу о необходимости правового регулирования отношений в сфере обеспечения безопасности велосипедистов как особых участников дорожного движения / И.В. Щербинина, И.С. Кононенко // Транспортное право. 2022. № 1. С. 25–28.
5. Щербинина И.В. Особенности правового регулирования движения велосипедного транспорта по велосипедным дорожкам и велосипедным полосам движения / И.В. Щербинина // Транспортное право. 2023. № 2. С. 24–27.
6. Щербинина И.В. Ответственность пешеходов за ненадлежащее использование велодорожек / И.В. Щербинина // Транспортное право. 2024. № 3. С. 13–15.

Остальные статьи