Право велосипедистов на безопасное перемещение по велополосам: проблемы с реализацией права и пути их разрешения
Аннотация
Как неоднократно уже отмечала автор цикла статей, посвященных проблемам правового регулирования отношений с участием таких особых субъектов дорожного движения, как велосипедисты, существующая велосипедная инфраструктура большинства населенных пунктов Российской Федерации не подготовлена к увеличивающимся потребностям велосипедистов1. В одной из своих статей2 автор анализировала проблемы передвижения на двухколесном транспорте, приводимом в движение мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, с использованием велодорожек в качестве объектов велоинфраструктуры. В настоящей статье будет проведен анализ проблем, возникающих у велосипедистов при использовании специальных полос, и автор попробует ответить на вопросы: насколько безопасно движение велосипедистов по велополосам, какие существуют сложности не только технического характера, но и пробелы в правовом поле в исследуемых правоотношениях. По результатам проведенного исследования делаются выводы и предложения, направленные на повышение безопасности движения велосипедистов по велополосам в России.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Транспортное право № 02/2025 |
Страницы | 26-29 |
DOI | 10.18572/1812-3937-2025-2-26-29 |
В соответствии с п. 24.1 Постановления Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 (ред. от 19.04.2024) «О Правилах дорожного движения» (далее — ПДД РФ) полоса для велосипедистов — часть дороги, которая полноправно может быть использована владельцем велосипедного транспорта для движения. Причем велополоса является приоритетной для передвижения велосипедиста: при наличии такой полосы передвигаться по тротуару, обочине или по правому краю проезжей части не разрешается. Владелец двухколесного транспорта может быть оштрафован за нарушение указанных правил на 800 руб. (п. 2 ст. 12.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; далее — КоАП РФ).
Полоса для велосипедистов — полоса проезжей части, предназначенная для движения на велосипедах и мопедах, отделенная от остальной проезжей части горизонтальной разметкой и обозначенная знаком 5.14.2. (абз. 44 п.1.2. ПДД РФ).
Общей статистики велосипедных полос по России мы не нашли, можем только привести официальные данные по километражу велополос в крупных мегаполисах. Так, в разгар велосипедного сезона 2024 г. общая протяженность велополос в Москве, с учетом и временных, должна была достигнуть цифры в 600 км. Власти Петербурга до 2030 г. планируют обустроить к нынешним 143 км еще 857 км велополос.
Несмотря на незначительные показатели километров велополос в городах, сам факт возможности передвижения по ним не может не радовать. Ведь велосипедные полосы — это явно выделенное пространство на дороге, предназначенное исключительно для велосипедистов.
На первый взгляд, велополосы — это явление, обладающее сплошными плюсами: