Регулирование таксомоторной отрасли: баланс между свободой конкуренции и государственным контролем
Аннотация
В статье анализируются правовые и экономические аспекты перевозочной таксомоторной деятельности в России, акцентируется внимание на проблемах, связанных с ростом издержек предпринимателей и неготовностью региональных властей к новым законодательным изменениям. Подчеркивается важность свободной конкуренции для развития рынка такси, обращается внимание на избыточность предлагаемых мер государственного регулирования, таких как лицензирование деятельности и контроль качества услуг. Приводятся аргументы в пользу минимального вмешательства государства в экономическую деятельность.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Транспортное право № 02/2025 |
Страницы | 23-26 |
DOI | 10.18572/1812-3937-2025-2-23-26 |
Юридические исследования перевозочной таксомоторной деятельности остаются популярными в научной литературе, исследователи признают активное и бесспорное развитие отрасли, но отмечают наличие «существенных проблем». Данное замечание представляется обоснованным, поскольку, согласно отчету Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации о состоянии рынка таксомоторных услуг, соответствующая отрасль испытывает ряд проблем, таких как: рост издержек предпринимателей, связанных в том числе с необходимостью соблюдения новых административных требований; треть российских регионов оказались не готовы к вступлению в силу нового закона о такси с 1 сентября 2023 г.; ряд субъектов установил дополнительные требования к водителям и таксопаркам, что привело к еще большему повышению финансовой нагрузки на водителей и перевозчиков такси.
Кроме проблем, которые непосредственно связаны с состоянием действующего правового регулирования, авторы приведенного отчета обращают внимание и на экономические проблемы, связанные с дефицитом водителей, увеличением финансовых издержек предпринимателей и ростом цен на соответствующие услуги. Чистый экономический аспект деятельности такси также крайне важен для анализа эффективности правового регулирования, поскольку право не может существовать в отрыве от материальных экономических отношений, — система права является всего лишь «юридической надстройкой» над «реальным базисом» экономических отношений общества. Частично игнорируя данную закономерность, юристы-позитивисты видят решение проблем таксомоторной отрасли в необходимости ее государственного регулирования, в том числе с позиций административного права.
Заявка не на просто правовое регулирование средствами гражданского права, а именно на административно-правовые аспекты является крайне серьезной, поскольку предполагает вмешательство в свободную экономическую деятельность граждан, которая гарантируется положениями ч. 1 ст. 8, ч. 1 ст. 34 Конституции Российской Федерации. Да, в соответствии с нормой ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации данная свобода может быть ограничена ради защиты прав и законных интересов третьих лиц, однако важно понимать, где именно проходит грань между свободой деятельности субъекта и правами третьего лица. Обоснованной представляется позиция, согласно которой свобода ограничивается только тем, что угрожает социальному сотрудничеству и цивилизации, поэтому государственные функции должны ограничиваться защитой экономики. Авторы исследований, предлагающие подобное вмешательство в свободную экономическую деятельность, должны предоставить обоснование ввода новых ограничений, в процессе чего могут столкнуться с известными проблемами, поскольку оправданно существование только минимального государства, функции которого ограничиваются защитой от насилия, мошенничества, краж и соблюдением договоров; выход за пределы данных функций неизбежно приводит к нарушениям прав человека.