Дата публикации: 22.05.2025

Регулирование таксомоторной отрасли: баланс между свободой конкуренции и государственным контролем

Аннотация

В статье анализируются правовые и экономические аспекты перевозочной таксомоторной деятельности в России, акцентируется внимание на проблемах, связанных с ростом издержек предпринимателей и неготовностью региональных властей к новым законодательным изменениям. Подчеркивается важность свободной конкуренции для развития рынка такси, обращается внимание на избыточность предлагаемых мер государственного регулирования, таких как лицензирование деятельности и контроль качества услуг. Приводятся аргументы в пользу минимального вмешательства государства в экономическую деятельность.




Юридические исследования перевозочной таксомоторной деятельности остаются популярными в научной литературе, исследователи признают активное и бесспорное развитие отрасли, но отмечают наличие «существенных проблем». Данное замечание представляется обоснованным, поскольку, согласно отчету Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации о состоянии рынка таксомоторных услуг, соответствующая отрасль испытывает ряд проблем, таких как: рост издержек предпринимателей, связанных в том числе с необходимостью соблюдения новых административных требований; треть российских регионов оказались не готовы к вступлению в силу нового закона о такси с 1 сентября 2023 г.; ряд субъектов установил дополнительные требования к водителям и таксопаркам, что привело к еще большему повышению финансовой нагрузки на водителей и перевозчиков такси.

Кроме проблем, которые непосредственно связаны с состоянием действующего правового регулирования, авторы приведенного отчета обращают внимание и на экономические проблемы, связанные с дефицитом водителей, увеличением финансовых издержек предпринимателей и ростом цен на соответствующие услуги. Чистый экономический аспект деятельности такси также крайне важен для анализа эффективности правового регулирования, поскольку право не может существовать в отрыве от материальных экономических отношений, — система права является всего лишь «юридической надстройкой» над «реальным базисом» экономических отношений общества. Частично игнорируя данную закономерность, юристы-позитивисты видят решение проблем таксомоторной отрасли в необходимости ее государственного регулирования, в том числе с позиций административного права.

Заявка не на просто правовое регулирование средствами гражданского права, а именно на административно-правовые аспекты является крайне серьезной, поскольку предполагает вмешательство в свободную экономическую деятельность граждан, которая гарантируется положениями ч. 1 ст. 8, ч. 1 ст. 34 Конституции Российской Федерации. Да, в соответствии с нормой ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации данная свобода может быть ограничена ради защиты прав и законных интересов третьих лиц, однако важно понимать, где именно проходит грань между свободой деятельности субъекта и правами третьего лица. Обоснованной представляется позиция, согласно которой свобода ограничивается только тем, что угрожает социальному сотрудничеству и цивилизации, поэтому государственные функции должны ограничиваться защитой экономики. Авторы исследований, предлагающие подобное вмешательство в свободную экономическую деятельность, должны предоставить обоснование ввода новых ограничений, в процессе чего могут столкнуться с известными проблемами, поскольку оправданно существование только минимального государства, функции которого ограничиваются защитой от насилия, мошенничества, краж и соблюдением договоров; выход за пределы данных функций неизбежно приводит к нарушениям прав человека.

Список литературы

1. Бурова А.Ю. Цифровые экосистемы: необходимость и содержание законодательного регулирования / А.Ю. Бурова // Журнал российского права. 2024. № 1. С. 143–155.
2. Ермаганбетов А.С. Административно-правовые аспекты регулирования деятельности легкового такси в России / А.С. Ермаганбетов // Административное право и процесс. 2023. № 6. С. 49–51.
3. Лютов Н.Л. Водители такси, выполняющие работу через онлайн-платформы: каковы правовые последствия «уберизации» труда? / Н.Л. Лютов, И.В. Войтковская // Актуальные проблемы российского права. 2020. № 6. С. 149–159.
4. Маркс К. Cочинения. В 39 томах. Т. 13 / К. Маркс, Ф. Энгельс. 2-е изд. Москва : Государственное издательство политической литературы, 1959. 771 с.
5. Мизес Л. фон. Человеческая деятельность: Трактат по экономической теории / Л. фон Мизес ; пер. с 3-го испр. англ. изд. А.В. Куряева. Челябинск : Социум, 2005. 877 с.
6. Нозик Р. Анархия, государство и утопия / Р. Нозик ; редактор Ю. Кузнецов, А. Куряев ; перевод с английского Б. Пинскер. Москва : ИРИСЭН, 2008. 424 с.
7. Пурге А.Р. Перевозка пассажиров автомобильным транспортом: проблемы правового регулирования и пути их преодоления / А.Р. Пурге // Транспортное право. 2016. № 3. С. 7–10.
8. Ротбард М. К новой свободе: Либертарианский манифест / М. Ротбард ; редактор В. Лазутин ; перевод с английского Б. Пинскер. Москва : Новое издательство, 2009. 398 с.
9. Синицын С.А. Ценообразование перевозок пассажиров и багажа легковым такси / С.А. Синицын, М.О. Дьяконова, П.Д. Багрянская // Предпринимательское право. 2021. № 4. С. 44–51.
10. Скучаев А.А. Райдшеринг: проблемы правовой регламентации в России / А.А. Скучаев // Хозяйство и право. 2024. № 4. С. 96–110.

Остальные статьи