Беспилотные такси: векторы правового регулирования в вопросах распределения ответственности при ДТП
Аннотация
В статье раскрываются основные направления правового регулирования беспилотного такси, а также поднимаются вопросы обеспечения безопасности. Актуализируется проблема распределения ответственности при ДТП. На основе сравнительно-правового анализа исследуется опыт зарубежных стран.
Тип | Статья |
Издание | Транспортное право № 02/2025 |
Страницы | 16-19 |
DOI | 10.18572/1812-3937-2025-2-16-19 |
Проходивший в октябре 2024 г. на базе Ульяновского государственного университета Поволжский юридический форум отличала насыщенная и актуальная программа, одно из центральных мест в которой занял международный научно-практический форум «Транспорт будущего: вызовы для права». Форум объединил ученых-единомышленников, исследующих проблемы транспортного права, прежде всего с учетом определенного организаторами Поволжского юридического форума направления — в контексте цифровой повестки развития всех видов транспорта, особенностей правового регулирования их развития и эксплуатации.
Представителями Юридического института Российского университета транспорта популяризируется исследовательский интерес к вопросам безопасности применительно к развивающемуся беспилотному такси, включая воздушное и речное, формированию эффективного правового регулирования, в связи с чем эта проблематика и стала основной, предлагаемой для обсуждения с коллегами. Нельзя не отметить, что на базе Юридического института Российского университета транспорта на протяжении многих лет проводятся самые актуальные исследования транспортного права, и беспилотное такси здесь не только не исключение, но и в центре самого пристального внимания. 1 марта 2024 г. в рамках Всероссийского юридического форума «Такси. Курс на право» состоялось торжественное подписание соглашения о сотрудничестве между институтом и крупнейшей саморегулируемой организацией таксомоторной отрасли — Общественным советом по развитию такси.
Безопасность беспилотного такси — это прежде всего его безаварийность, эксплуатация в отсутствие рисков для пассажира, для пешехода, для всех участников дорожного движения.
María Lubomira Kubica на страницах правового журнала ʽThe American Journal of Comparative Lawʼ приводит ряд статистических данных и приходит к однозначным выводам в пользу автономных транспортных средств: «По оценкам экспертов, появление “самодвижущихсяˮ, или автономных, автомобилей на дорогах общего пользования приведет к снижению аварийности на 80–90%. Эти оценки отражают тот факт, что в настоящее время более 40% аварий со смертельным исходом происходят по причине употребления алкоголя или наркотиков, рассеянности или усталости. Остальные аварии происходят из-за превышения скорости, агрессивного вождения, чрезмерной компенсации, неопытности, замедленной реакции, невнимательности и других недостатков водителя. Таким образом, на человеческие ошибки водителей приходится более 90% всех аварий. Автономные транспортные средства, с другой стороны, не пьют и не пишут текстовые сообщения за рулем. В них заложена программа, не позволяющая им нарушать правила дорожного движения. Они обладают более быстрой реакцией и могут быть оптимизированы для облегчения движения транспорта».
Концепция беспилотных пассажирских такси все набирает обороты, что предопределяет необходимость выработки правового сопровождения, эффективного правового регулирования этой сферы общественных отношений.