Правовые аспекты применения цифровых технологий на транспорте
Аннотация
В статье рассматриваются правовые аспекты применения цифровых технологий на транспорте. Проводится анализ национального законодательства, регулирующего общественные отношения, возникающие в связи с применением цифровых технологий на транспорте. Рассматриваются основные цифровые технологии, которые применяются в транспортной сфере. Выделяются ключевые проблемы в правовом регулировании вопросов цифровизации транспортной отрасли.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Транспортное право № 02/2025 |
Страницы | 9-12 |
DOI | 10.18572/1812-3937-2025-2-9-12 |
Развитие цифровой экономики и достижение технологического суверенитета являются одними из приоритетных направлений для Российской Федерации в настоящее время. Данные процессы напрямую затрагивают и сферу транспорта, где требуются разработки в сфере авиационной промышленности, в автомобилестроении, железнодорожном машиностроении, судостроении и не только. Развитие транспортной отрасли влияет на логистические процессы, совершенствование которых позволяет удовлетворить как частные, так и публичные интересы. Как отмечает Правительство РФ, недостаточный уровень цифровизации и внедрения новых технологий на транспорте ограничивает долгосрочное инновационное развитие транспортного комплекса. Существуют ключевые проблемы и вызовы для нашей страны в сфере совершенствования каждого из видов транспорта. Их решение требует не только стремительного развития цифровых технологий внутри страны, их активного тестирования и внедрения, но и должной правовой регламентации процессов их применения и использования. Происходит внедрение систем искусственного интеллекта, используется цифровой документооборот, а также такие технологии, как Open Shuttle, Pick to light, SARTRE, Pick by light. Однако правовая база, необходимая для регулирования возникающих отношений, на данный момент остается недостаточной. Требуется разработка новых правовых категорий и механизмов, которые бы отвечали современным тенденциям. Как справедливо отмечает В.Н. Воронин, необходимо создание нового концептуального и комплексного научно обоснованного подхода к правовому регулированию цифрового общества. Соответственно, тема данной статьи является особо актуальной в настоящее время.
В связи с тем что изменения проистекают быстрыми темпами, регулирование данных общественных отношений находится на уровне принятия стратегических актов и введения экспериментальных правовых режимов. В.Н. Воронин считает данные модели наиболее перспективными. В настоящее время принята и действует национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (далее — Программа). В Программе обозначена необходимость реформирования законодательства в области логистических процессов с применением цифровых технологий. В 2020 году Совет глав правительств Содружества Независимых Государств утвердил Приоритетные направления сотрудничества государств — участников СНГ в сфере транспорта на период до 2030 г., которые предполагают создание единого цифрового информационного пространства, внедрение цифровых технологий, цифровых форм передачи данных о грузах и т.д. В 2021 году утверждена Транспортная стратегия РФ до 2030 г. с прогнозом до 2035 г. (далее — Транспортная стратегия), предусматривающая цифровую трансформацию транспортной отрасли и ускоренное внедрение новых технологий. Именно в Транспортной стратегии отмечается необходимость преодоления такого барьера, как отсутствие должного нормативно-правового регулирования. В 2023 году Правительство Российской Федерации утвердило стратегическое направление в области цифровой трансформации транспортной отрасли Российской Федерации до 2030 г., где обозначило ключевые цели стратегического направления, а также существующие риски. Кроме стратегического регулирования данной сферы, в России устанавливают экспериментальные правовые режимы. Такие режимы в сфере цифровых технологий на транспорте установлены Правительством РФ, они дают возможность использовать беспилотные транспортные средства. Также Министерством транспорта РФ принимаются иные подзаконные нормативно-правовые акты, которые регулируют процессы внедрения новых технологий в сфере транспорта.