Дата публикации: 22.05.2025

Правовое регулирование платформенных решений в транспортной системе

Аннотация

Данная статья посвящена правовому регулированию применения платформенных решений в транспортно-логистической деятельности. Автор рассматривает различные примеры использования цифровых платформ в рамках транспортного документооборота, внедрения высокоавтоматизированных транспортных средств. В качестве вывода указывается на необходимость выработки комплексного правового регулирования, учитывая необходимость обеспечения безопасности и совершенствования эффективности экономической деятельности.




В последнее время все больше сфер хозяйственной деятельности переходит в онлайн-пространство, где активно применяются цифровые сервисы, в том числе основанные на платформенных решениях. С помощью цифровых платформ устанавливаются взаимосвязи между пользователями данных платформ, которые получают выгоду от взаимодействия между собой, осуществляя торговлю товарами и услугами. Такой подход дает основания для определения цифровой платформы в качестве совокупности посреднических услуг, оказываемых полностью или частично посредством сети Интернет. Тем самым цифровые платформы являются своего рода средством развития современной экономики.

Транспортная сфера не является исключением. Применение цифровых платформ становится необходимым для обеспечения взаимодействия как хозяйствующих субъектов с органами государственной власти, так и хозяйствующих субъектов между собой в транспортно-логистической сфере.

Понятие «цифровая платформа» получило свое закрепление применительно к транспортной сфере сравнительно недавно. В качестве примера можно назвать Концепцию интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство Российской Федерации и плана реализации Концепции в части развития технологий, утвержденную Распоряжением Правительства РФ от 5 октября 2021 г. № 2806-р. Под цифровой платформой в этом документе понимается совокупность следующих составляющих: электронная компонентная база, программно-аппаратные комплексы и программное обеспечение.

В документах, закрепляющих основные векторы развития транспортно-логистического комплекса нашего государства, особое внимание также уделяется вопросу развития платформенных решений в транспортной сфере. Так, в Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 27 ноября 2021 г. № 3363-р, указывается на значимость применения платформенных технологий для упрощения взаимодействия между участниками перевозочного процесса, устранения посредников, не формирующих добавленную стоимость, а также сокращения логистических затрат. При этом назревшая потребность, связанная с развитием мультимодальных перевозок, может быть удовлетворена только путем объединения рынка транспортных услуг, оказываемых разными видами транспорта. Такое объединение возможно именно на основе создания единой цифровой платформы транспортной системы. В Приложении № 6 к Стратегическому направлению в области цифровой трансформации транспортной отрасли Российской Федерации до 2030 года, утвержденному распоряжением Правительства РФ от 3 ноября 2023 г. № 3097-р, представлена дорожная карта, в рамках которой предполагается разработка цифровой платформы транспортного комплекса Российской Федерации, формирование системы сквозного обмена электронными перевозочными документами (в том числе на межгосударственном уровне).

Анализ указанных выше нормативных правовых документов свидетельствует о том, что применение цифровых платформ является важным элементом для развития современной транспортно-логистической системы. Именно поэтому на территории России с 1 августа 2024 г. по 1 июня 2025 г. проводится эксперимент по созданию, апробации, внедрению информационной системы «Национальная цифровая транспортно-логистическая платформа» для оформления перевозок грузов (Постановление Правительства от 3 июля 2024 г. № 908). Иными словами, речь идет о создании национальной цифровой транспортно-логистической платформы — НЦТЛП. Разработка такой платформы является необходимым этапом не только в рамках реализации целей национального развития, заложенных в Указе Президента от 7 мая 2024 г. № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года», но и в условиях необходимости интеграции транспортно-логистических услуг, оказываемых российскими транспортными компаниями, в международный транспортный рынок. Кроме того, развитие мультимодальных перевозок обусловливает потребность приведения к «единому знаменателю» правового регулирования транспортного документооборота, существующего на разных видах транспорта. Так, 8 августа 2024 г. был принят Федеральный закон «О прямых смешанных перевозках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которым в ч. 6 ст. 3 указывается на необходимость оформления единого транспортного документа, подтверждающего факт заключения договора перевозки грузов. Разработка единого документа является первым шагом на пути к сближению нормативного правового регулирования документооборота различными видами транспорта, что, в свою очередь, является залогом эффективного развития транспортной деятельности, опосредующей иные виды экономической деятельности.

Список литературы

1. Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права / И.А. Покровский. 4-е изд., испр. Москва : Статут : КонсультантПлюс, 2003. 349 с.
2. Терещенко Л.К. Цифровые платформы: подходы к регулированию / Л.К. Терещенко // Журнал российского права. 2024. № 9. С. 163–175.
3. Lobel O. The Law of the Platform / O. Lobel // Minnesota Law Review. 2016. Vol. 101. Iss. 1. P. 87–166.

Остальные статьи