Правовые аспекты понятия услуг в электронной форме для целей НДС. Часть II
Аннотация
В статье исследуются определения услуг в электронной форме для целей НДС, применяемые в НК РФ и в Договоре о ЕАЭС. В работе подробно рассмотрены такие критерии услуг в электронной форме, как автоматизированное оказание услуг и использование информационных технологий. Также проанализирован используемый за рубежом критерий минимального участия человека в оказании услуг. Автором предложены изменения в НК РФ.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Налоги № 02/2025 |
Страницы | 28-31 |
DOI | 10.18572/1999-4796-2025-2-28-31 |
В данной статье рассматриваются такие критерии услуг в электронной форме, как автоматизированное оказание услуг, использование информационных технологий, а также критерий минимального участия человека в оказании услуг, отсутствующий в российском законодательстве.
Критерий автоматизированного оказания услуг
В общераспространенном значении автоматизация подразумевает применение средств, методов и систем, которые частично или полностью освобождают человека от непосредственного участия в неких процессах. По мнению Минфина России, услуги могут быть признаны автоматизированными для целей НДС, если они оказываются с использованием автоматизированной системы, включающей два элемента: 1) средства автоматизации (программно-технические комплексы, информационные базы и т.д.) и 2) персонал, который их использует. По сути, аналогичное определение содержится в ГОСТ Р 59853-2021.
В общем определении электронных услуг в ЕАЭС критерий автоматизации отсутствует (равно как и во внутреннем законодательстве ряда стран ЕАЭС – в Армении, Казахстане и Кыргызстане). Из этого следует, что электронной может быть признана услуга, которая оказывается непосредственно человеком. Возникающую в связи с этим проблему можно проиллюстрировать на следующем примере. Согласно Перечню услуг в электронной форме, применяемому в ЕАЭС, таковыми признаются в том числе услуги по поиску и предоставлению информации о потенциальных покупателях. Если сотрудники маркетингового агентства в рамках оказания услуг найдут в сети Интернет либо даже в офлайн-источниках возможных покупателей продукции заказчика, подготовят отчет с использованием компьютерной техники, а затем направят его заказчику по факсу (по стационарной телефонной сети – сети электросвязи), то данная услуга должна быть квалифицирована в качестве электронной, что, очевидно, не соответствует ее сути.
Критерий автоматизации также применяется, например в Аргентине, EC и ЮАР. Комитет по НДС под автоматизацией понимает использование машин в отношении задач, которые ранее выполнялись человеком или выполнение которых иным способом невозможно. При этом услуги признаются электронными в том случае, если степень их автоматизации является существенной (essential). Применительно к электронным сетям существенная степень автоматизации реализации означает, что процесс, технические приемы или система, с помощью которых осуществляется оказание услуги, автоматизированы путем использования компьютеров и программного обеспечения (электронных устройств), что означает меньшее вовлечение, а также меньшие временные затраты человека. В Типовой конвенции ООН автоматизированные услуги противопоставляются персонализированному взаимодействию между исполнителем и заказчиком.