Дата публикации: 22.05.2025

Правовые аспекты понятия услуг в электронной форме для целей НДС. Часть II

Аннотация

В статье исследуются определения услуг в электронной форме для целей НДС, применяемые в НК РФ и в Договоре о ЕАЭС. В работе подробно рассмотрены такие критерии услуг в электронной форме, как автоматизированное оказание услуг и использование информационных технологий. Также проанализирован используемый за рубежом критерий минимального участия человека в оказании услуг. Автором предложены изменения в НК РФ.




В данной статье рассматриваются такие критерии услуг в электронной форме, как автоматизированное оказание услуг, использование информационных технологий, а также критерий минимального участия человека в оказании услуг, отсутствующий в российском законодательстве.

Критерий автоматизированного оказания услуг

В общераспространенном значении автоматизация подразумевает применение средств, методов и систем, которые частично или полностью освобождают человека от непосредственного участия в неких процессах. По мнению Минфина России, услуги могут быть признаны автоматизированными для целей НДС, если они оказываются с использованием автоматизированной системы, включающей два элемента: 1) средства автоматизации (программно-технические комплексы, информационные базы и т.д.) и 2) персонал, который их использует. По сути, аналогичное определение содержится в ГОСТ Р 59853-2021.

В общем определении электронных услуг в ЕАЭС критерий автоматизации отсутствует (равно как и во внутреннем законодательстве ряда стран ЕАЭС – в Армении, Казахстане и Кыргызстане). Из этого следует, что электронной может быть признана услуга, которая оказывается непосредственно человеком. Возникающую в связи с этим проблему можно проиллюстрировать на следующем примере. Согласно Перечню услуг в электронной форме, применяемому в ЕАЭС, таковыми признаются в том числе услуги по поиску и предоставлению информации о потенциальных покупателях. Если сотрудники маркетингового агентства в рамках оказания услуг найдут в сети Интернет либо даже в офлайн-источниках возможных покупателей продукции заказчика, подготовят отчет с использованием компьютерной техники, а затем направят его заказчику по факсу (по стационарной телефонной сети – сети электросвязи), то данная услуга должна быть квалифицирована в качестве электронной, что, очевидно, не соответствует ее сути.

Критерий автоматизации также применяется, например в Аргентине, EC и ЮАР. Комитет по НДС под автоматизацией понимает использование машин в отношении задач, которые ранее выполнялись человеком или выполнение которых иным способом невозможно. При этом услуги признаются электронными в том случае, если степень их автоматизации является существенной (essential). Применительно к электронным сетям существенная степень автоматизации реализации означает, что процесс, технические приемы или система, с помощью которых осуществляется оказание услуги, автоматизированы путем использования компьютеров и программного обеспечения (электронных устройств), что означает меньшее вовлечение, а также меньшие временные затраты человека. В Типовой конвенции ООН автоматизированные услуги противопоставляются персонализированному взаимодействию между исполнителем и заказчиком.

Список литературы

1. Ем А.В. Правовое регулирование взимания НДС при международной торговле услугами в электронной форме : диссертация кандидата юридических наук / А.В. Ем. Москва, 2018. 172 с.
2. Налог на добавленную стоимость в секторе электронной коммерции : монография / М.Р. Пинская, Н.С. Милоголов, А.В. Тихонова, Д.А. Митин ; под редакцией М.Р. Пинской. Москва : Прометей, 2019. 280 с.
3. Шаблова Е.Г. Понятие и признаки услуги, оказываемой в электронной форме (электронной услуги) / Е.Г. Шаблова, О.В. Жевняк, Н.В. Брири III // Вестник экономики, права и социологии. 2023. № 1. C. 84–88.
4. Annacondia, F. VAT on Digital Services and B2C Transactions: Experiences in the Latin American and Caribbean Region / F. Annacondia, L. Alarcón // International VAT Monitor. 2021. July/August. P. 185–203.
5. Beretta, G. European VAT and the Sharing Economy / G. Beretta. Kluwer Law International B.V., 2019. 448 p.
6. Cockfield, A. Taxing Global Digital Commerce / A. Cockfield, W. Hellerstein, M. Lamensch. 2nd edition. Kluwer Law International B.V., 2019. 544 p.
7. Loffstadt, A. Do South Africa’s e-commerce VAT rules measure up to international trends and OECD guidelines? / A. Loffstadt, J. Ndlovu, M. Padia // Journal of Economic and Financial Sciences. 2023. Vol. 16. Iss. 1. Art. a815. DOI: <a href="https://doi.org/10.4102/" target="_blank">https://doi.org/10.4102/</a>
8. Parrilli, D.M. European VAT and Electronically Supplied Services / D.M. Parrilli // SSRN Electronic Journal. 2008. URL: <a href="https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=1261822" target="_blank">https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=1261822</a> (date of access: 14.01.2024).

Остальные статьи